Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 2, С. 40–48
УДК: 
159.9.01

Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации

Серый А. В. 1 (Кемерово, Россия), Яницкий М. С. 1 (Кемерово, Россия), Харченко Е. В. 1 (Кемерово, Россия)
1 Кемеровский государственный университет
Аннотация: 

В статье анализируются различные подходы к пониманию жизненных и кризисных ситуаций. Рассматривается специфика кризисных периодов развития современной российской молодежи, обусловленная особенностями ее актуального социального положения. В качестве примера подробно описываются кризисы, переживаемые современной студенческой молодежью, обусловленные как закономерностями ее возрастно-психологической динамики, так и социальной ситуацией развития в период обучения в вузе. Характеризуются особенности кризиса профессиональной идентификации студентов вуза как идентификации себя с субъектом будущей профессиональной деятельности. Аргументируется значимость ценностно-смысловых аспектов содержания и переживания рассматриваемой кризисной ситуации, приводятся данные о трансформации ценностно-смысловой сферы личности в период обучения в вузе. В контексте постнеклассической педагогической психологии обосновывается модель психолого-педагогической работы со студентами вуза, основанная на изменении ценностно-смыслового отношения к действительности. Приводятся результаты ее апробации, свидетельствующие о повышении уровня осмысленности жизни и становлении профессионально направленной системы ценностных ориентаций личности.

Ключевые слова: 

кризис, кризисная ситуация, молодежь, студенчество, вузовское обучение, ценности, смыслы, ценностно-смысловая сфера личности

Библиографическая ссылка:
Серый А. В., Яницкий М. С., Харченко Е. В. Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 2. – С. 40–48. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1402.04
Список литературы: 

1. Кадыров Р.В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD): состояние проблемы, психодиагностика и психологическая помощь. – СПб.: Речь, 2012. – 448 с.
2. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. – М.: Голос, 2001. – 694 с.
3. Савруцкая Е.П. Политические и нравственные установки в ценностном сознании молодежи // Приволжский научный журнал. – 2009. – № 3. – С. 246-251.
4. Яницкий М. С., Серый А. В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности. – Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2010. – 102 с.
5. Яницкий М.С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. – № 1. – С. 175-186.

Дата публикации 21.04.2014