Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 6, С. 91–101
УДК: 
37. 0 + 372.016: 91

Проблема воспитания национального самосознания учащихся в трудах отечественных учёных конца XVIII начала XX вв.

Беляева М. В. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье анализируются основные вехи в развитии идей формирования национального самосознания учащихся в трудах отечественных учёных средствами школьного географического образования конца XVIII начала XX вв. Подчеркивается, что в условиях глобализации нарушается воспроизводство национальных культурных кодов, что актуализирует проблему научных изысканий в направлении поиска путей формирования, укрепления и развития национального самосознания учащихся средствами географического образования. Особенности формирования национального самосознания изучаемого периода: понимание вклада предмета географии в процесс духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, тесная связь процесса обучения с жизнью, семейным воспитанием, православными ценностями, ориентированными на служение Отечеству, самоотверженный труд на благо государства, поддержание национальных культурных традиций. Ведущим теоретиком развития идей воспитания национального самосознания средствами предмета географии был К.Д. Ушинский, который считал, что «главное в географии – изучение родного края и своей страны, что в преподавании необходимо обязательно воплощать принцип народности». Основные подходы к решению обозначенной проблемы на рубеже XVIII-XX вв. – это реализация идей народности, религиозно-нравственного воспитания учащихся на основе родиноведческого, страноведческого и культурологического подходов в преподавании географии.

Ключевые слова: 

глобализация, культурная стандартизация, национальное самосознание (идентичность), школьное географическое образование, учебник по географии, воспитательный потенциал школьной географии, факторы, оказывающие сдерживающее и стимулирующее воздействие на развитие идей воспитания национального самосознания в период конца XVIII начала XX вв.

Библиографическая ссылка:
Беляева М. В. Проблема воспитания национального самосознания учащихся в трудах отечественных учёных конца XVIII начала XX вв. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 6. – С. 91–101.
Список литературы: 

1. Бирючинская Т. А. Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII – начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2009. – 20 с.
2. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: Бедные люди; Белые ночи; Неточка Незванова: Романы; Дядюшкин сон: Повесть / Вступ. Ст. А. Кирпичникова. – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 448 с.
3. Душина И. В., Понурова Г. А. Как учить школьников географии: Пособие для начинающих учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов по геогр. спец. – М.: Московский лицей, 1996. – 192 с.
4. Замостьянов А. А. Граф С. С. Уваров – министр народного просвещения // Народное образование. – М., 2003. – С. 246.
5. Кондратьева Т. С. Что такое глобализация? // Преподавание истории в школе. – 2001. –
№ 5. – С. 13–16.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения» / под ред. А. Я. Данилюк,
А. М. Кондакова, В. А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
7. Курдов К. М. Отечествоведение. Курс географии России старш. кл. ср. учеб. заведен.
Изд-е 5-е испр. – М.: т-во И. Д. Сытина, 1917. – 188 с.
8. Медведев Н. П. Политическая регионалистика: учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2005. – 447 с.
9. Нагирная А. В. Особенности развития глобального информационного общества // География в школе. – 2009. – № 9. – С. 8–13.
10. Нестерова Т. П. Духовно-исторические истоки национального самосознания в русской поэзии первой трети XIX века: автореф. дис. … доктора фил. наук – Москва, 2008 – 24 с.
11. Поздняк С. Н. Становление и тенденции развития методики обучения географии как науки в России: автореф. дис. … доктора пед. наук. – М., 2006. – 43 с.
12. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.– Т. 1. – М, 1953. – С. 327.
13. Чанова М. В. Возможности курса «География России» в реализации метода проектов // География и Экология в школе XXI века. – 2010. – № 7. – С. 37–40.

Дата публикации 05.12.2014