Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2013, Т. 3, № 6, С. 40–51
УДК: 
101

Pedagogy of Political education in Confucian Analects: a Critical Perspective / Педагогика политического образования в Аналектах Конфуция: критическая перспектива

Юй Вень Ли 1 (Пекин, Китай)
1 Пекинский университет
Аннотация: 

В данной статье автор анализирует наследие Конфуция в области образования человека и строительства государства в сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Взгляды Конфуция воспринимались и воспринимаются до сих пор как классика воспитания характера и морали, проект обучения конфуцианству, влияющий на широкие круги общественности. Он транслирует такие модели поведения, которые учат вести себя так, как подобает человеку или, иными словами, жить в соответствии с основополагающими категориями традиционной духовной культуры. Автор отмечает важность данного сборника для современной педагогики политического образования, так как «Лунь юй» («Суждения и беседы») вобрали в себя огромную информацию по обучению и воспитанию уважения и ответственности, формируя нравственный порядок в обществе, что позволяет сохранять его устойчивость. Некоторые из моральных кодексов, например, «три устоя» и «пять постоянных добродетелей» (доброжелательность, справедливость, соблюдение этических норм, знания и искренность), были жизненно важными руководящими положениями, закрепленными в китайском менталитете на протяжении веков и сохраняющимися до сих пор. Однако, занимая позицию политической перспективы, необходимо учитывать особенности эпохи формирования сборника «Лунь юй» и принимать во внимание сложные межличностные отношения в Китае этого периода. С политической точки зрения можно ясно увидеть идеологическую подоплеку в тех нравственных сообщениях. Тем не менее, автор доказывает эффективность педагогических методов для современного политического образования. Разумно придерживаться сохранившейся традиционной морали в политической борьбе – перспектива конфуцианской педагогики политического образования. Она будет оправдана как образовательными, так и социальными потребностями. В статье приводятся различные точки зрения западных ученых, раскрывается понятие «политическое образование». Статья будет интересна тем, кто интересуется педагогикой, философией, китайской культурой, а также широкому кругу читателей.

Ключевые слова: 

политическое образование, педагогика, педагогика политического образования, диалог , мораль

Библиографическая ссылка:
Юй Вень Ли Pedagogy of Political education in Confucian Analects: a Critical Perspective / Педагогика политического образования в Аналектах Конфуция: критическая перспектива // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 6. – С. 40–51.
Список литературы: 

1. Confucius, The Analects (Lun Yu), translated by Dim Cheuk Lau, Penguin Group (1979).
2. Confucius, The Analects, by William Edward Soothill, Dover Publications,inc. (1999).
3. Confucius, The Analects, 1st World Library-Literary Society (2004).
4. Confucius, The Analects of Confucius, Biblio Bazaar,LLC.(2008)
5. John Henry Barrows, The World’s Parliament of Religions, Chicago: The Parliament Publishing Company(1893).
6. Lionel Giles, The Sayings of Confucius: a New Translation of the Greater Part of the Confucian Analects, New York; E.P.Dutton and Company (1910).
7. David L. Hall and Roger T. Ames, Thinking Through Confucius, Albany: State University of New York Press (1987).
8 Daniel A Bell, Beyond Liberal Democracy: Political Thinking for an East Asian Context, New Jersey: Princeton University Press (2006).
9. Patricia Ebrey(ed.), Chinese Civilization, New York: The Free Press(1993).
10. Masayuki Sato, The Confucian Quest for Order: the Origin and Formation of the Political of the Political thought of Xun zi, Koninklijke Brill NV, leiden, The Netherlands: (2003).
11. Wei-Ming Tu, Confucius and Confucianism, Walter H. Slote and George A. De vos(ed.), Confucianism and the Family, Albany; State University of New York Press (1998).
12. Timothy G. Reagan, Non-Western Educational traditions: Indigenous Approaches to Educational Thought and Practice, third edition, New Jersey:Lawrence Erlbaum Associates, Inc.(2005).
13. Geert Hofstede and Gert Jan Hofstede, Cultures and Organizations: Software of The Mind, USA: Geert Hofstede BV.(2005).
14.Daniel A Bell(ed), Confucian Political ethic, New Jersey: Princeton University Press(2008).
15. Yi Lin, Grey Information: Theory and Practical Applications, Springer-verlag London Limited (2006).
16. Sor-hoon Tan, Confucian democracy; a Deweyan reconstruction, Albany: State University of New York Press (2003).

Дата публикации 16.12.2013