Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2013, No.6, С.5-18
УДК: 
375 (082)+159.97(082)

Научная школа – инновационная форма осмысления проблем инклюзивного образования

Ряписов Н. А. 1 (Новосибирск, Россия), Ряписова А. Г. 1 (Новосибирск, Россия), Чепель Т. Л. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье представлены нормативно-правовые основы введения инклюзии в мировой и российской образовательной практике и понимание инклюзивного образования как возможности реального осуществления идеи создания общества равных прав, свобод и достоинств людей. Рассмотрены специфические особенности научной школы как инновационной формы осмысления проблем теории и практики инклюзивного образования. Представлен опыт проведения научных школ по проблемам инклюзивного образования, включающий предварительные консультации с ведущими специалистами по отбору содержания и определения структуры программы школы; выбор форм и технологий проведения мероприятия, согласование состава участников. Описаны организационные и содержательные условия эффективности работы научной школы. Технология организации коммуникации в процессе работы научной школы охарактеризована как дискурсивное событие. Дискурс понимается как речь, содержащая не только само высказывание, но и его объяснение в социальном контексте, как сложную совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают, описывают, анализируют, представляют.

Ключевые слова: 

инклюзивное образование, научная школа, ведущие лекторы, технология коммуникации, дискурс, дискурсивное событие

Список литературы: 

1. Алехина С.В. Состояние и тенденции развития инклюзивного образования в России // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования : Материалы Всероссийской научной школы с международным участием / под общ. ред. А.Г. Ряписовой. – Новосибирск: НГПУ, 2012. – С. 20–31.
2. Грезнева О.Ю. Научные школы (педагогический аспект). Монография. – М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 2003. – 69 с. ISBN/ISSN:5-85449-121-4. URL: http://www.pedlib.ru/Books/3/0224/3_0224-1.shtml (дата обращения: 30.09.2013)
3. Криворученко В. К. Научные школы // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2011. Статья зарегистрирована ФГУП НТЦ «Информрегистр»: № 0421100131\0010. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/2/Krivoruchenko_Scholar_Schools/ (дата обращения: 06.10.2013).
4. Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе // Психологический журнал. 2000. №5. Т. 21. С. 106–111.
5. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. – М., 2003.
6. Миронова Н.Н. Дискурс-анализ оценочной семантики. – М., 1997.
7. Научная школа // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 06.10.2013).
8. Ряписов Н.А., Ряписова А.Г. Опыт подготовки профессиональных кадров для развития системы инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования. Методология: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. Ред. Алехина С.В. – М., 2013. – С. 595–598.
9. Сайт Новосибирского государственного педагогического университета URL: http://tv-news.nspu.ru/video-news/210 (дата обращения: 28.10.2013)
10. Чепель Т.Л. Инклюзивное образование как социальный проект и системная образовательная инновация // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования : Материалы Всероссийской научной школы с международным участием / под общ. ред. А.Г. Ряписовой. – Новосибирск: НГПУ, 2012. – С. 55–65.

Дата публикации 16.12.2013