Science for Education Today, 2024, Т. 14, № 1, С. 7–24
УДК: 
371.133+378.14+303.687

Особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования

Елизарова Л. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Трубицина О. И. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Семенова Е. Ю. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Костина Е. А. 2 (Новосибирск, Россия), Баграмова Н. В. 3 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
2 Новосибирский государственный педагогический университет
3 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования.
Методология. Основными методами исследования выступают анкетирование студентов (159 человек) и преподавателей (98 человек), наблюдение за образовательным процессом, анализ нормативных документов и научной литературы по проблеме исследования, фокус-групповое обсуждение с участием работодателей, студентов, препода-вателей и руководителей практик.
Результаты. Авторы выделили сущностные компоненты практической подготов-ки и представили комплексную характеристику данного понятия. Выявили особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования. Обосновали целесообразность модульной и поэтапной технологии проектирования системы практической подготовки, нацеленной на формирование способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Заключение. Выделенные особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся могут рассматриваться как основа успешной проектировоч-ной деятельности с целью развития профессиональных компетенций обучающихся и усиления тенденций к практико-ориентированному обучению.

Ключевые слова: 

практическая подготовка; интеграция знаний; трансформация системы образования; профессиональные задачи; модульная технология проектирования практической подготовки.

Библиографическая ссылка:
Елизарова Л. В., Трубицина О. И., Семенова Е. Ю., Костина Е. А., Баграмова Н. В. Особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 7–24. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.01
Список литературы: 
  1. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. – 2020. – № 5. – С. 6–27. DOI: https://doi.org/10.24411/2071-6427-2020-10042 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44157917
  2. Эмих Н. А., Фомина М. Н. Специфика новой парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации // Science for Education Today. – 2023. – Т.13, № 4. – С. 100–121. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54390175
  3. Соловьева Т. С. Глобальные вызовы Российской системы образования // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. – 2019. – № 9. – С. 201–209. DOI: https://doi.org/10.24411/1994-2796-2019-10923 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41495321
  4. Braun H. I., Singer J. D. Assessment for Monitoring of Education Systems: International Comparisons // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. – 2019. – Vol. 683 (1). – P. 75–92. DOI: https://doi.org/10.1177/0002716219843804
  5. Sole Blanch J. The educational change in front of the technological innovation, the pedagogy of competences and the discourse of the emotional education. A critical approach // Teoria de la educacion. Revista Interuniversitaria. – 2020. – Vol. 32 (1). – P. 101–121. DOI: http://dx.doi.org/10.14201/teri.20945
  6. Forrest R., Lowe R., Potts M., Poyser C. Identifying the factors that influence teacher practice change in a single case study // Educational Psychology in Practice. – 2019. – Vol. 35 (4). – P. 395–410. DOI: https://doi.org/10.1080/02667363.2019.1623761
  7. Zawacki-Richter O., Marín V. I., Bond M., Gouverneur F. Systematic review of research on artificial intelligence applications in higher education – where are the educators? // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2019. – Vol. 16 (1). – P. 39. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-019-0171-0
  8. Scherer R., Teo T. Unpacking teachers’ intentions to integrate technology: A meta-analysis // Educational Research Review. – 2019. – Vol. 27. – P. 90–109. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2019.03.001
  9. Köhler T., Drummer J. Recent Technological Challenges in (Vocational) Education // Vocational Teacher Education in Central Asia. Technical and Vocational Education and Training: Issues, Concerns and Prospects / Drummer J., Hakimov G., Joldoshov M., Köhler T., Udartseva S. (eds). – Springer, Cham, 2018. – Vol. 28. – P. 3–14. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-73093-6_1

10. Nelson M., Voithofer R., Cheng S. Mediating factors that influence the technology integration practices of teacher educators // Computers & Education. – 2019. – Vol. 128. – P. 330–344. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.09.023

11. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Факторы, определяющие развитие когнитивных способностей в условиях цифровизации процессов образования: обзор текущих исследований // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 6. – С. 111–136. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50026299

12. Koukopoulos Z., Koukopoulos D. Integrating educational theories into a feasible digital environment // Applied Computing and Informatics. – 2019. – Vol. 15 (1). – P. 19–26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.aci.2017.09.004

13. Keller-Schneider M., Zhong H. F., Yeung А. Competence and challenge in professional development: teacher perceptions at different stages of career // Journal of Education for Teaching. – 2020. – Vol. 46 (1). – P. 36–54. DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2019.1708626

14. Ödalen J., Brommesson D., Erlingsson G. O., Schaffer J. K., Fogelgren M. Teaching university teachers to become better teachers: the effects of pedagogical training courses at six Swedish universities // Higher Education Research & Development. – 2019. – Vol. 38 (2). – P. 339–353. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2018.1512955

15. Snoek M. Educating quality teachers: how teacher quality is understood in the Netherlands and its implications for teacher education // European Journal of Teacher Education. – 2021. – Vol. 44 (3). – P. 309–327. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2021.1931111

16. Львов Л. В. Персональная траектория развития в практико-ориентированном образовательно-профессиональном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – Т. 11, № 4. – С. 118–125. DOI: https://doi.org/10.7442/2071-9620-2019-11-4-118-125 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42362299

17. Макарова Н. С., Черненко Е. В. Стратегия практической подготовки студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2020. – № 4. – С. 112–116. DOI: https://doi.org/10.36809/2309-9380-2020-29-112-116 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44495863

18. Акопянц И. А. Модель практической подготовки в вузе будущих профессионалов социальной сферы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2021. – Т. 26, № 191. – С. 66–74. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-66-74 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45558527

19. Trubitzina O. I., Kubacheva K. I., Baeva T. A. Improvement of the Students’ Motivation in Forming Professional Foreign Language Competence // Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. – 2022. – Т. 10, № 3. – С. 421–429. DOI: https://doi.org/10.22190/JTESAP2203421T URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53741773

20. Singh P., Singh M. P. The Role of Teachers in Motivating Students to Learn // TechnoLearn: An International Journal of Educational Technology. – 2021. – Vol. 11 (1). – P. 29–32. DOI: https://doi.org/10.30954/2231-4105.01.2021.6

21. Герасименко Н. А. Интеграция научных знаний в сфере филологического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. – 2021. – № 2. – С. 112–115. DOI: https://doi.org/10 18384/2310-7278-2021-2-112-115 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45681637

22. Milanković Jovanov J., Ivkov-Džigurski A., Stanisavljević J., Ivanović Bibić L., Petrović D. M., Đukičin Vučković S. Is the integrative teaching approach beneficial for learning? // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. – 2022. – Vol. 10 (2). – P. 173–183. DOI: https://doi.org/10.23947/2334-8496-2022-10-2-173-183

23. Алдошина М. И. Условия проектирования эффективных профессиональных образовательных программ в современном университете // Педагогика и просвещение. – 2022. – № 1. – С. 143–154. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0676.2022.1.35155 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48198068

24. Денисов М. В. Практическая подготовка специалистов среднего звена как проблема научного исследования // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 8. – С. 145–150. DOI: https://doi.org/10.17513/snt.39282 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49376387

25. Землянская Е. Н., Безбородова М. А. Моделирование практической подготовки студентов-педагогов в условиях школьно-университетского партнерства // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6, № 1. – С. 123–128. DOI: https://doi.org/10.30853/ped210018 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44818133

26. Давыдова А. А. Сущностная характеристика понятия «практическая подготовка в профессиональном образовании студентов-хореографов» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – № 61. – С. 210–215. DOI: https://doi.org/10.31773/2078-1768-2022-61-210-216  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49987901

Дата публикации 29.02.2024