Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, No.1, С.89-100
УДК: 
612+ 159.91

Темпераментальные черты личности ребенка как фактор, определяющий резерв здоровья

Шилов С. Н. 1 (Красноярск, Россия), Солдатова О. Г. 2 (Красноярск, Россия), Наливайко Н. Д. 3 (Красноярск, Россия)
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
2 Красноярский государственный медицинский университет им. проф.В.Ф. Войно-Ясенецкого
3 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
Аннотация: 

В статье анализируется влияние темпераментальных особенностей ребенка, в частности, ребенка младшего школьного возраста, на резерв его здоровья. Цель статьи – исследовать взаимосвязь степени выраженности темпераментальных черт личности ребенка младшего школьного возраста и его показателя сантивности. Установлено, что темпераментальные свойства личности детей 7-10 лет влияют на функциональные возможности их организма и резерв их здоровья. Дети спокойные имеют большие функциональные резервы организма и более высокий показатель сантивности, то есть резерв здоровья, чем дети интенсивные, характеризующиеся высокой поведенческой активностью. Сопоставление данных физического развития и индекса сантивности выявило, что показатели физического развития детей не всегда указывают на достаточный уровень здоровья и адаптивные возможности организма. В заключении, делаются выводы о влиянии темпераментальных свойств личности детей на функциональные возможности их организма и резерв их здоровья.

Ключевые слова: 

темперамент, индивидуальное здоровье, младшие школьники, адаптация, резистентность, сантивность

Список литературы: 

1. Авилов О.В. Особенности функционального состояния школьников различных классов при психоэмоциональном стрессе // Физиология развития человека: матер. междунар. конф., посвящ. 55-летию ин-та возрастной физиологии РАО. – М., 2000. – С. 60–61.
2. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина, 1968. – 287 с.
3. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков // Рос. педиатр. журн. – 2000. – № 5. –
С. 5–12.
4. Безматерных Л.Э., Куликов В.П. Диагностическая эффективность методов количествен–ной оценки индивидуального здоровья // Физиология человека. – 1998. – № 3. – С. 79–85.
5. Куликов В.П. Трехмерная модель здоровья. Сантивность и пативность // Валеология. – 2000. – № 1. – С. 15–21.
6. Кушнир С.М. О механизме нарушений вегетативной регуляции у детей, больных нейроциркуляторной дистонией // Педиатрия. – 2001. – № 1. – С. 28–31.
7. Макарова Г.А. Особенности темперамента детей и подростков здоровых и с резидуально–органическими психическими нарушениями: дис.… канд. мед. наук. – СПб., 1998. – 206 с.
8. Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации //Физиология человека. – 1998. – № 4. – С. 7–13.
9. Особености физического и полового развития девушек – учащихся образовательных учреждений различного вида / Э.Я. Мингазова, А.Х. Яруллин, Л.М. Фатхутдинова и др. // Физиология развития человека: Матер. междунар. Конф., посвященной 55-летию ин-та возрастной физиологии РАО. – М., 2000. – С. 313.
10. Патент. Российская Федерация МПК 7А 61 В 5/16. Способ АЦП-типирования черт темперамента / Петросян Е.Ю., Савченков Ю.И., Домрачева М.Я., Домрачеев А.А.; заявитель и патентообладатель ГОУ ВПО Красноярская гос. мед. Академия Росздрава. –
№ 2266047, заявл. 01.12.2003., опубл. 20.12.2005. Бюлл.№35.
11. Петросян Е.Ю., Солдатова О.Г. Темперамент и здоровье. – Новосибирск : Наука. –
2006. – 158 с.
12. Петросян Е.Ю. Диапазон пластичности темпераментальных свойств при воздействии на человека различных факторов: автореф. дис… докт. мед. наук. – Томск, 2007. – 35с.
13. Пшенникова М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии // Патол. физиология и эксперим. терапия. – 2000. – № 3. – С. 20–26.
14. Савченков Ю.И., Петросян Е.Ю. АЦП–типы черт темперамента и их представительство в молодежной популяции одного из городов Восточной Сибири // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун–та. – 2004. – № 6(б). – С. 74–83.
15. Слободская Е.Р. Развитие ребенка: индивидуальность и приспособление. – Новосибирск: СО РАМН. – 415с.
16. Струч С.В. Состояние здоровья и метаболические параметры иммунокомпетентных клеток у первоклассников при разном уровне информационных нагрузок: автореф. дис.… канд. мед. наук. – Красноярск, 2005. – 24 с.
17. Хабарова И.В., Шилов С.Н. Особенности активационных процессов лобной коры головного мозга и темпераментальных характеристик у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. – № 3. – 2012. – С. 52–60.
18. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методолог. аспекты. – Новосибирск,
СО РАМН, 2003. – 164с.
19. Chess S., Thomas A. Temperament theory and practice, N. Y. Brunner/Mazel, Inc, 1996, 684 p.
20. Gray J. A. Fundamental systems of emotion in the mammalian brain, Coping with Uncertainty: Biological, Behavioral and Developmental Perspectives, Hillsdale, 1989, pp. 173–195.
21. Hegvik R. L., McDevitt S. C., Carey W. B. The middle childhood temperament questionnaire.
J. Dev. Behav. Rediatr. 1982, vol. 3, no. 4, pp. 197–200.
22. Strelau J. Temperament. Personality. Activity, London; N. Y. Acad. Press, 1983, 375 p.
23. Thomas A., Chess S., Birch H. G. Temperament and Behavior Disorder in Children, N. Y., London, 1968, 145 p.

Дата публикации 14.02.2014