Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 1, С. 142–154
УДК: 
612.821+159.9+378+316.6

Психофизиологические характеристики студентов-тувинцев с разными социотипами

Будук-оол Л. К. 1 (Кызыл, Россия), Сарыг С. К. 1 (Кызыл, Россия), Ховалыг А. М. 1 (Кызыл, Россия)
1 Тувинский государственный университет
Аннотация: 

В статье анализируются особенности психофизиологических характеристик студентов тувинского государственного университета в зависимости от социотипа. Цель статьи – выявить психофизиологические особенности личности студента с разнымсоциотипом. У студентов Тувинского государственного университета доминируют социалы и гуманитарии, что указывает на преобладание в университете социально-гуманитарного направления подготовки специалистов. Показано, что среди студентов-юношей преобладают социалы, затем следуют управленцы, среди девушек - гуманитарии и затем также социалы. Среди девушек оказалось меньше всего управленцев, а среди юношей – сайентистов. Определены следующие психофизиологические особенности студентов тувинского университета разных социотипов: социалы и управленцы характеризовались достоверно более высоким уровнем невротизации, они используются разнообразные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, управленцы отличались достоверно более низким уровнем психопатизации. Гуманитарии и сайентисты оказались более высоко тревожными. Для гуманитариев характерны компромиссы и избегание в разрешении конфликтных ситуаций, у сайентистов преобладают стратегии избегания, компромисса и приспособления. Все социотипы характеризовались оптимальным уровнем стрессоустойчивости.

Ключевые слова: 

студенты, социотипы, личностная тревожность, стратегии поведения, психопатизация, невропатизация.

Библиографическая ссылка:
Будук-оол Л. К., Сарыг С. К., Ховалыг А. М. Психофизиологические характеристики студентов-тувинцев с разными социотипами // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 142–154. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1401.12
Список литературы: 

1. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Лебедев А. В. Методика оценки социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов: метод. пособ. – Новосибирск. 2013 – 40 с.
2. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Рубанович В. Б., Лебедев А. В. Программа комплексной оценки здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений. / ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» регистрационное свидетельство № 13930 от «18» августа
2008 г., Москва.
3. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб.: Terra Fantastica, 1998. – С. 25–32.
4. Будук-оол Л. К. Адаптация студентов к обучению в вузе: этнические аспекты. Монография. – Кызыл : Изд-во ТывГУ, 2009. – 220 с.
5. Будук-оол Л. К., Айзман Р. И. Морфофункциональные показатели у студентов Тывинского государственного университета // Гигиена и санитария. – 2009. – № 3. – С. 82–83.
6. Будук-оол Л. К., Красильникова В. А., Айзман Р. И. Динамика процессов адаптации к обучению студентов, проживающих в дискомфортном климато-географическом регионе // Физиология человека. – 2009. – Т. 35. – № 4. – С. 103–110.
7. Букалов А. В., Карпенко О. Б., Чикирисова Г. В. О распределении соционических типов в различных производственных коллективах // Соционика. – М., 2000. – № 1. –
С. 94–102.
8. Васильев В. Н., Рамазанова А. П., Богомаз С. А. Познай других – найди себя. – Томск, 1996. – 185 с.
9. Пиликян К. Г. Профессиональная ориентация: консультирование с применением соционических подходов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. –
2009. – № 1. – С. 32–40.
10. Лебедев А. В. Психофизиологические и морфофункциональные особенности девушек разных социотипов. автореф. дис. …канд. биол. наук. Кемерово. – 2011. – 25 с.
11. Лебедев А. В., Суботялов М. А., Айзман Р. И. Социотипический портрет студенток вуза с учетом их психофизиологических особенностей // Вестник КемГУ. – № 3 (47). 2011. –
С. 154–159.
12. Ондар А. О., Айзман Р. И., Будук-оол Л. К., Шыырапай Скрининговая оценка уровня здоровья студентов-первокурсников Тувинского государственного университета Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, 2013. – Т. 19. – № 1. – С. 101–105.
13. Ондар А. О., Ондар С. О., Айзман Р. И. Сравнительная характеристика уровней физического здоровья и физической подготовленности студентов-первокурсников ТувГУ // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4. – С. 68–79.
14. Рубанович В.Б., Айзман Р.И. Основы здорового образа жизни: учеб. пособ. – Новосибирск : АРТА, 2011. – 256 с.
15. Aizman R. I., Krasilnikova V. A., Buduk-ool L. K. Morphological, functional, and Psychological development of children living permanently in the Tuva Republic. Alaska medicine, 2007, vol. 49, no. 2, pp. 133–138.
16. Buduk-ool L. K., Aizman R. I. The ethnic peculiarities to adaptation of the cardiovascular system of students living in Tuva republic. European Journal of Natural History, 2008, no. 3, pp. 81–85.

Дата публикации 14.02.2014