Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2013, No.4, С.138-150
УДК: 
811

Жанр как текст-источник для продуцирования вторичных текстов

Колмогорова А. В. 1 (Новокузнецк, Россия), Грибачева Н. В. 2 (Челябинск, Россия)
1 Кузбасская государственная педагогическая академия
2 Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Аннотация: 

Публикация ставит целью обоснование позиции расширения границ понятия «текст» и рассмотрения понятия «жанр» в качестве текста-источника для вторичных текстов. Исследование процессов восприятия и порождения текста оперирует понятиями текст-источник и текст-продукт. Объектом публикации становится жанр как донорская зона для продукции вторичных текстов. В качестве предмета выступают взаимосвязи и корреляции между жанром как текстом-источником и вторичными текстами в рамках современной гипермедиальной культуры. Новизна представленного исследования заключается, во первых, в выборе материала для анализа, а во-вторых, в уточнении природы и статуса жанра, который в рамках нашей концепции рассматривается как динамическая, самодостаточная, способная к инициации текстопорождающей деятельности сущность. Материалом для анализа послужили примеры комиксов современной гипермедиальной традиции, являющиеся типичными примерами вторичных текстов (текстов-продуктов). Рассматриваются процессы жанрового синтеза, обосновывающие однородность жанровой и текстовой природы. Оценивается также роль стилистических стратегий и механизмов в процессе восприятия связного текста. Актуальность исследования обусловлена современными тенденциями стремительного развития информационных технологий, быстрым ростом объёма и функций гипермедиального пространства, в котором проблема природы текста и отношений «текст-человек» звучит совершенно по-новому. Для того чтобы органично существовать в подобном пространстве, необходима разработка новых и анализ существующих стратегий восприятия и создания текста, а также увеличение семантического объёма последнего понятия за счёт переосмысления его границ и сущностных признаков.

Ключевые слова: 

восприятие текста, создание текста, стратегии текстового восприятия, гипермедиальность, вторичный текст (текст-продукт).

Список литературы: 

1. Авалиани Д. Листовертни. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vavilon.ru/texts/avaliani-l1.html (дата обращения 25.02.2013).
2. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В.Лингвистический анализ художественного текста. – М.: Флинта; Наука,2005. – 496 с.
3. Бахтин М. М.Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. –[Электронный ресурс]. – URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/bahtin_problema/ (дата обращения: 17.06.2012).
4. Вербицкая М.В. Теория вторичных текстов. –[Электронный ресурс]. – URL: http://www.philology.ru/linguistics1/verbitskaya-08.htm (дата обращения 01.05.2013).
5. Зубова Л. «Крещатик», 2004. – № 24. –[Электронный ресурс]. – URL: http//magazines.russ.ru (дата обращения 21.02.2013)
6. Кубрякова Е.С.О тексте и критериях его определения. Структура и семантика.– М., 2001. – Т. 1. – С. 72–81. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.philology.ru/linguistics1/kubryakova-01.htm (дата обращения: 17.06.2012).
7. Уканакова Н.В. Медиатекст как средство создания стратегий восприятия текста. –[Электронный ресурс]. – URL:http://www.kemsu.ru/Content/userfiles/files/Vestnik_KemGU_2013_1(53).pdf (дата обращения 27.02.2013).
8. Уканакова Н.В. Стилистические стратегии в процессе восприятия связного текста. Международная заочная научно-практическая конференция «Лингвогуманитарное образование в пространстве технического вуза (сборник материалов конференции). – [Электронный ресурс]. – URL: http://109.123.172.5/conf/lgo/articles/506.pdf (дата обращения 27.02.2013).
9. Joseph Ducreux.– [Электронный ресурс]. – URL:http://en.wikipedia.org/wiki/Joseph_Ducreux (дата обращения 25.02.2013).
10. Memes.– [Электронный ресурс]. – URL: http://www.quickmeme.com/memes/submissions/3/ (дата обращения 24.02.2013).

Дата публикации 20.08.2013