Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2013, Т. 3, № 3, С. 100–109
УДК: 
391/395 + 372.016

Этические коннотации культурной универсалии «путь» в русском и китайском языках

Тихомирова Е. Е. 1 (Новосибирск, Россия), Линь Хай 2 (Шаньдун, Китай)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Шаньдунский педагогический университет
Аннотация: 

В статье авторы обращаются к анализу языковых реализаций культурной универсалии «путь», делают попытку показать, что она имеет ключевое значение для выживания человека как существа культурного, нравственного и духовного. При этом языковые матрицы служат для моделирования человеческой деятельности, на что указывает развитие этических коннотаций в двух столь различных языковых и культурных системах. Обширный языковой материал русского и китайского языков, в первую очередь, академических словарей и паремиологического фонда, позволяют авторам сделать выводы, полезные как для теории культуры, так и для лингвокультурологии

Ключевые слова: 

культура, культурная универсалия, бинарные оппозиции, культурная норма, концепт, русский язык, китайский язык, этика, модели поведения

Библиографическая ссылка:
Тихомирова Е. Е., Линь Хай Этические коннотации культурной универсалии «путь» в русском и китайском языках // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 100–109.
Список литературы: 

1. Ерасов Б. С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. – М.: Наука, 2002. – 349 с.
2. Жукоцкая З. Р., Василькова Е. В. Слово-Логос: культурологический потенциал // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2(6). – С. 68–72.
3. Заречнева Н. Г., Чупахин Н. П. Структура теоретического знания и языковая коммуникация // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. –2012.–№ 6.–С. 32–36.
4. Кань Гуйсян Традиция упрощенного тайцзицюань семьи Чэнь // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2012. – № 1 (5). – C. 50–57.
5. Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Избранные статьи : в 3 т. Таллин : Александра, 1993. – Т. I. – С. 413–447.
6. Майер Б.О. О философии и психофизиологии «внутренних» школ ушу // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2012. – № 1 (5). – C. 42–49.
7. Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 240 с.
8. Тихомирова Е. Е., Абенова Г. Э., Линь Хай Языковые реализации культурной универсалии «путь» в русском и китайском языках // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. –2012.–№ 6.–С. 51–63.
9. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика, структура. – М.: Изд. Центр «Академия»,1983. – С. 227–284.
10. Черепанова О. А. Путь и дорога в русской ментальности и в древних текстах // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера : доклады III научн. конф. «Рябининские чтения 99». Сб. науч. докл. Петрозаводк, 2000. – [Электронный ресурс]. – URL: http://enbd.ru/library/ ryabinin-1999/213.html (дата обращения 18.02.2013)
11. Christopher Hutton Human diversity and the genealogy of languages: Noah as the founding ancestor of the Chinese // Language Sciences, Volume 30, Issue 5, September 2008, Pages 512-528.
12. Cliff Goddard The lexical semantics of language (with special reference to words) // Language Sciences, Volume 33, Issue 1, January 2011, Pages 40-57.

Дата публикации 20.06.2013