Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2013, No.4, С.19-28
УДК: 
376.36

Прикладные аспекты исследования регуляторных функций в письме учащихся с ЗПР

Кузь Н. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье рассматривается проблема изучения программирования, регуляции и контроля в письме учащихся школ VII вида с позиции деятельностного подхода. Автор приводит данные изучения особенностей и развития программирования, регуляции и контроля у учащихся с задержкой психического развития церебрально-органического генеза при осуществлении письма, познавательной и двигательной деятельности. Раскрывается взаимосвязь развития данных психических функций с позиций онтогенетического подхода, описываются методы исследования, результаты, полученные в ходе экспериментального исследования. Автор доказывает, что несформированность программирования, регуляции и контроля в письме учащихся пятого класса с ЗПР церебрально-органического генеза проявляется с разной степенью выраженности и представляет в одних случаях самостоятельную причину расстройств письма, а в других случаях – осложняет симптоматику дисграфии.

Ключевые слова: 

учащиеся специальных школ VII вида; задержка психического развития церебрально-органического генеза; письмо, письменная речь; дисграфия; познавательная деятельность; двигательная деятельность; программирование, регуляция и контроль деятельности

Список литературы: 

1. Кузь Н. А. Логопедическая работа по развитию программирования, регуляции и контроля в письме учащихся 5 класса школы VII вида / дисс. ... канд. пед. наук, РГПУ им.
А. И. Герцена. – СПб, 2010. – 366 с.
2. Кузь Н. А. Логопедическая работа по развитию программирования, регуляции и контроля в письме учащихся 5 класса школы VII вида // автореф. дис. ... канд. пед. наук, РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб, 2010. – 24 с.
3. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф. Н. Н. Трауготт /отв. ред. М. Г. Храковская. – СПб.: СПбГУ, 2001. – С. 195 – 213.
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза : учеб.пособ. – М.: Генезис, 2007. – 474 с.
5. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: Сфера, 2003. – 288 с.
6. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж : МОДЕК, 2000. – 304 с.
7. Curtin S., Manis F.R., Seidenberg M.S. Parallels between the reading and spelling deficits of two subgroups of developmental dyslexics / Reading and Writing.Springer Netherlands.Volume 14, Numbers 5-6 / September, 2001.– Pр. 515–547.
8. Kuhl J., Fuhrmann A., Dibbelt S. Individual differences in self- regulation and self- control: conflict reducing versus conflict precerving strategies. – Manuscript University of Osnabruck, 1992. – 79 р.
9. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития : учеб.пособ. под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
10. Айзман Р. И. Здоровье педагогов и обучающихся – ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 3. – С. 24–35.
11. Волобуева Н. А, Климова Т. В., Ширшова В. М. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. –№ 5. – С. 14–19.
12. Майер Б. О., Власюк Н. Н. Аксиологические аспекты образования как фактора обеспечения устойчивого развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 26–33.
13. Пушкарёва Е. А., Судоргина Л. В. Культура самоопределения: адаптационные механизмы личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 80–87.
14. Динмухамедова А. С., Габдулхаева Б. Б., Кабиева С. Ж., Резник Л. В., Даржуман Г. К. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 2. – С. 5–13.
15. Халфина Р. Р., Емелева Т. Ф., Халфин Р. М. Психофизиологические показатели обработки зрительной информации при зрительном утомлении // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 3. – С. 80–85.
16. Кузь Н. А. Логопедическая работа по развитию регуляторных функций в письме учащихся 5 класса с задержкой психического развития // Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура :моногр. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. – Кн. 3. – С. 180–211.
17. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: Университет, 1999. – 332 с.

Дата публикации 20.08.2013