Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2013, Т. 3, № 6, С. 177–187
УДК: 
821.161.1(092)

Визуализация как принцип повествования в романе В.Набокова «Отчаяние»

Полянина А. С. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет, институт филологии, массовой информации и психологи
Аннотация: 

«Отчаяние» - последний русскоязычный роман В.В. Набокова, который обладает уникальной структурой: текстовые ремарки героя, титровые диалоги, монтажные соединения эпизодов и крупный план позволяют отнести письмо в область кинолитературы. При этом кинематограф возможен лишь на метауровне, именно там он соотносится с «речью», совпадает с ней во всех параметрах. Для романа характерна стратегия провокации, так как кинематограф есть своего рода оптический трюк. Набоковское «слово» разоблачает «действие», кино становится возможным только в качестве нарративного приема.
Данная работа посвящена особому типу визуализации – имитации кинопоказа в нарративе. Элементы кинопоэтики романа «Отчаяние» анализируются в аспектах героя, сюжета и композиции.

Ключевые слова: 

визуализация, Набоков, кинооптика, кинолитература, нарративная стратегия

Библиографическая ссылка:
Полянина А. С. Визуализация как принцип повествования в романе В.Набокова «Отчаяние» // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 6. – С. 177–187.
Список литературы: 

1. Бахтин М. М. Слово в романе // Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 504 c.
2. Делез Ж. Кино. – М.: Ад Маргинем, 2004. – 654 с.
3. Захарьин Д. Набоков и Андре Жид. Отчаяние roman du roman // In: Hypertext Отчаяние / Сверхтекст Despair. Studienzu Vladimir Nabokovs Roman-Rätsel, hrsg.Von I. Smirnov.München, 2000.
4. Набоков В. Отчаяние // Набоков В. Собрание сочинений русского периода в пяти томах. –Т. 3. – СПб.: Симпозиум, 2000. – 848 с.
5. Набоков В. Предисловие автора к американскому изданию // Набоков В. Отчаяние. – СПб.: Азбука-классика, 2009. – 224 с.
6. Набоков В. Приглашение на казнь / Набоков В. Избранные произведения. – М.: Советская Россия, 1989. – 400 с.
7. ПрокопьеваИ.В.Нарративный источник как явление культуры // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2011. – № 3. – C. 43–53.
8. Смирнов И. Историческая семантика кино. Видеоряд. – СПб, 2009. – 402 с.
9. Тихомирова Е. Е., Колечкова О. И. Этические концепты культуры как основа
воспитания // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2011. – № 3. – C. 54–61
10. Фрейденберг О. Миф и литература древности. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. – 800 с.
11. Шмид В.Нарратология. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – [Электронный ресурс].– URL:http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Literat/shmid/index.php
12. Янгиров Р. «Чувство фильма»: Заметки о кинематографическом контексте в литературе русского зарубежья 1920–1930-х годов // «Империя N. Набоков и наследники»: сб. статей / Под ред. Ю. Левинга, Е. Сошкина. – М.: НЛО, 2006. – 544 с.

Дата публикации 16.12.2013