Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 4, С. 7–25
УДК: 
37.016+81'243

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов нефилологических профилей подготовки посредством Content–Based Active Speaking Technology

Бырдина О. Г. 1 (Ишим, Россия), Долженко С. Г. 1 (Ишим, Россия), Юринова Е. А. 1 (Ишим, Россия)
1 Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье раскрывается проблема теоретического обоснования и экспериментальной проверки технологии активного говорения CAST (Content–based Active Speaking Technology), способствующей формированию иноязычной коммуникативной компетенции у студентов нефилологических профилей подготовки. Цель статьи – проанализировать эффективность применения данной технологии в условиях организации учебных занятий по иностранному (английскому) языку в вузе.
Методология. Методологической основой исследования стали коммуникативный и компетентностный подходы в обучении иностранному языку. Методы исследования включают анкетирование, наблюдение и контрольное тестирование студентов нефилологических профилей подготовки.
Результаты. Технология активного говорения CAST является эффективным средством поэтапного формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов нефилологических профилей при условии реализации следующих концептуальных идей: использование языка в целом, а не членение его на грамматические или лексические явления, ориентация учебных заданий на содержание высказывания, а не на форму; в процессе обучения основной акцент делается не на языковых средствах, необходимых для решения поставленной задачи, а на самом задании, его содержании; процесс изучения иностранного языка рассматривается как переход от формы к смыслу речевых явлений и речевому творчеству студентов. В статье дано подробное описание этапов, методов и форм обучения, используемых в технологии CAST.
Заключение. Проведенное исследование подтвердило эффективность использования технологии активного говорения CAST для поэтапного формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции у студентов нефилологических профилей подготовки на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: 

иноязычная коммуникативная компетенция; Content–based Active Speaking; технология активного говорения; коммуникативный подход; компетентностный подход; структура коммуникативной компетенции; нефилологический профиль подготовки; формирование коммуникативной компетенции; обучение английскому языку

99.183 Classroom | Blended Learning | General Chemistry

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Formation of foreign-language communicative competence of non-philological training profile students by means of Content-based Active Speaking Technology

Библиографическая ссылка:
Бырдина О. Г., Долженко С. Г., Юринова Е. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов нефилологических профилей подготовки посредством Content–Based Active Speaking Technology // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4. – С. 7–25. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.01
Список литературы: 
  1. Abdallah M. M. S. Towards improving content and instruction of the ‘TESOL/TEFL for Special Needs’ course: an action research study // Educational Action Research. – 2017. – Vol. 25, Issue 3. – P. 420–437. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09650792.2016.1173567
  2. Babić Ž. Exploring ESP syllabi: Some implications for further pedagogical considerations // Zbornik Instituta za Pedagoska Istrazivanja. – 2016. – Vol. 48, Issue 1. – P. 164–179. DOI: http://dx.doi.org/10.2298/ZIPI1601164B
  3. Bensen H., Cavusoglu C. Reflections on employing innovative approaches in an academic writing course // Ponte. – 2017. – Vol. 73, Issue 8. – P. 23–33. DOI: http://dx.doi.org/10.21506/j.ponte.2017.8.2
  4. Chanpet P., Chomsuwan K., Murphy E. Online Project-Based Learning and Formative Assessment // Technology, Knowledge and Learning. – 2018. – P. 1–21. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10758-018-9363-2
  5. Chen T.-H. EFL undergraduates' perceptions of blended speaking instruction // English Teaching and Learning. – 2015. – Vol. 39, Issue 2. – P. 87–120. DOI: http://dx.doi.org/10.6330/ETL.2015.39.2.04
  6. Du X., Zhao K., Ruan Y., Wang L., Duan X. Beginner CFL learners’ perceptions of language difficulty in a task-based teaching and learning (TBTL) environment in Denmark // System. – 2017. Vol. 69. – P. 108–120. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2017.07.001
  7. Dmitrichenkova S. V., Chauzova V. A., Malykh E. A. Foreign Language Training of IT-students with the Programme "Translator in the Directions and Specialties of Engineering Faculty" // Procedia Computer Science. – 2017. – Vol. 103. – P. 577–580. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.procs.2017.01.067
  8. Foong F. W. Acquiring science English: A plan and system are needed // Yakugaku Zasshi. – 2018. – Vol. 138, Issue 4. – P. 537–549. DOI: http://dx.doi.org/10.1248/yakushi.17-00117
  9. Klyoster A. M., Elkin V. V., Melnikova E. N. Project-based learning in the system of higher education // Astra Salvensis. – 2018. – Supplement no. 1. – P. 691–698. URL: https://astrasalva.files.wordpress.com/2018/04/as-supp-1.pdf
  10. Kralova Z., Skorvagova E., Tirpakova A., Markechova D. Reducing student teachers' foreign language pronunciation anxiety through psycho-social training // System. – 2017. – Vol. 65. – P. 49–60. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.system.2017.01.001
  11. Li M. The effectiveness of a bilingual education program at a Chinese university: a case study of social science majors // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2016. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13670050.2016.1231164
  12. Menke M. R., Paesani K. Analysing foreign language instructional materials through the lens of the multiliteracies framework // Language, Culture and Curriculum. – 2018. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07908318.2018.1461898
  13. Olejarczuk E. ESP learners' beliefs about CALL - A qualitative perspective // Language Learning in Higher Education. – 2018. – Vol. 8, Issue 1. – P. 157–172. DOI: http://dx.doi.org/10.1515/cercles-2018-0009
  14. Reddan G., McNally B., Chipperfield J. Flipping the classroom in an undergraduate sports coaching course // International Journal of Sports Science and Coaching. – 2016. – Vol. 11, Issue 2. – P. 270–278. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1747954116637497
  15. Salinas M. J. V., Burbat R. Foreign language learning with MOOC: Back to the future? // Revista de Linguistica y Lenguas Aplicadas. – 2017. – Vol. 12. – P. 151–159. DOI: http://dx.doi.org/10.4995/rlyla.2017.6564
  16. Shi Y., Peng C., Yang H.vH., MacLeod J. Examining interactive whiteboard-based instruction on the academic self-efficacy, academic press and achievement of college students // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. – 2018. – Vol. 33, Issue 2. – P. 115–130. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02680513.2018.1454829
  17. Sieglová D., Stejskalová L., Kocurová-Giurgiu I. Optimizing language instruction at the tertiary level: Student needs analysis toward educational change // Language Learning in Higher Education. – 2017. – Vol. 7, Issue 2. – P. 413–433. DOI: http://dx.doi.org/10.1515/cercles-2017-0017
  18. Sultana M., Zaki S. Proposing Project Based Learning as an alternative to traditional ELT pedagogy at public colleges in Pakistan // International Journal for Lesson and Learning Studies. – 2015. – Vol. 4, Issue 2. – P. 155–173. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/IJLLS-09-2013-0049
  19. Teng M. F. Flipping the classroom and tertiary level EFL students’ academic performance and satisfaction // Journal of Asia TEFL. – 2017. – Vol. 14, № 4. – P. 587–836. DOI: http://dx.doi.org/10.18823/asiatefl.2017.14.4.2.605
  20. Wen Q. The production-oriented approach to teaching university students English in China // Language Teaching. – 2016. – P. 1–15. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S026144481600001X
  21. Yang W. ESP vs. CLIL: A coin of two sides or a continuum of two extremes? // ESP Today. – 2016. – Vol. 4, Issue 1. – P. 43–68. URL: https://www.esptodayjournal.org/pdf/current_issue/3.6.2016/WENHSIEN-YANG-full%20text.pdf
  22. York J., DeHaan J. W. A constructivist approach to game- based language learning: Student perceptions in a beginner-level EFL context // International Journal of Game-Based Learning. – 2018. – Vol. 8, Issue 1. – P. 19–40. DOI: http://dx.doi.org/10.4018/IJGBL.2018010102
  23. Абдуразякова Е. П. Иноязычная коммуникативная компетенция как одна из составляющих личностной и профессиональной характеристик современного специалиста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 350–352.URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=16825213
  24. Зангиева З. Н., Тадтаева А. В., Зангиев И. Э. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции делового человека // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-2. – С. 307–311 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26505658
  25. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 23–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9570534
  26. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21850709
  27. Майборода С. В. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи иностранных студентов-медиков // Педагогика высшей школы. – 2016. – № 1 (4). – С. 66–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25673277
  28. Хуторской А. В. Технология конструирования компетентностного обучения // Вестник Института образования человека. – 2011. – № 2. – С. 11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24094844
  29. Юринова Е. А., Пахотина С. В., Цаликова И. К. Технология Task-based Learning and Teaching на занятиях по иностранному языку в вузе. // Высшее образование сегодня. – 2016. – № 3. – С. 69–74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25775670
Дата публикации 31.08.2018