Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.3, С.80-91
УДК: 
101

Права человека как ценность развития личности в обществе знания

Пушкарёв Ю. В. 1 (Новосибирск, Россия), Пушкарёва Е. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлено исследование по проблеме методологического обоснования концепции прав человека в современных условиях развития общества. Цель статьи – определить основные аксиологические основания концепции прав человека для эффективного развития личности в обществе знания.
Методология. Методология исследования основана на общенаучных методах теоретического познания, методах системного анализа, сравнения и обобщения зарубежных и российских исследований по проблеме методологического обоснования концепции прав человека.
Результаты. Развитие прав человека авторами рассматривается как социальный феномен, включенный в общую динамику общественных процессов, прежде всего, в контекст современных глобализационных процессов. Отмечается, что существующие в современном мире процессы глобализации способствовали интенсификации процессов познания универсальных правовых ценностей. Уточняется содержание категории «права человека», образующей в своей совокупности основу правового статуса личности. Обобщаются основные этапы генезиса формирования категории прав человека как особой социальной ценности. Подчеркивается специфика понимания прав человека в России, основанная на изначальной связи между правом и нравственностью. В эпоху глобализации происходит изменение акцента ценностных оснований, однако категория права человека понимается, прежде всего, как глубокая ценностная категория, которую необходимо определять в качестве фундаментальных в условиях изменяющихся ценностей современного общества. Особое внимание уделяется в данном контексте образованию как системе, способствующей не только усвоению ценностных категорий, но их сохранению и, как следствие, успешной адаптации личности в современных изменяющихся условиях. Знание и информация в контексте проблем гуманитаризации образования являются не только базовыми эпистемологическими и социокультурными ресурсами современного общества, но и способствуют соблюдению прав человека, обеспечению его самореализации.
Заключение. Делается обобщающий вывод об аксиологических основаниях концепции прав человека для развития личности в обществе знания.

Ключевые слова: 

система ценностей; правовые ценности; концепция прав человека; развитие личности; развитие общества; общество знания; процессы глобализации

Список литературы: 
  1. Пфаненштиль И. А. Глобализация: проблемы и перспективы: монография. – Красноярск: Красноярский государственный технический университет, 2006. – 484 с.
  2. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 196 с.
  3. Ulriksen M. S., Plagerson S. Social Protection: Rethinking Rights and Duties // World Development. – 2014. – Vol. 64. – P. 755–765. DOI: https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2014.07.009   
  4. Stavropoulou M., Holmes R., Jones N. Harnessing informal institutions to strengthen social protection for the rural poor // Global Food Security. – 2017. – Vol. 12. – P. 73–79. DOI: https://doi.org/10.1016/j.gfs.2016.08.005   
  5. Fiszbein A., Kanbur R., Yemtsov R. Social Protection and Poverty Reduction: Global Patterns and Some Targets // World Development. – 2014. – Vol. 61. – P. 167–177. DOI: https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2014.04.010  
  6. Осояну Н. Г. Концепция идентичностей и эффективные формы защиты прав человека // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. – 2013. – № 1 (102). – С. 236–247.
  7. Cole W. M. Too much of a good thing? Economic growth and human rights, 1960 to 2010 // Social Science Research. – 2017. – Vol. 67. – P. 72–90. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2017.08.002
  8. Grigonis S. EU in the face of migrant crisis: Reasons for ineffective human rights protection // International Comparative Jurisprudence. – 2016. – Vol. 2, Issue 2. – P. 93–98. DOI: https://doi.org/10.1016/j.icj.2017.01.003  
  9. Van Heuvelen T. Unequal views of inequality: Cross-national support for redistribution 1985–2011 // Social Science Research. – 2017. – Vol. 64. – P. 43–66. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2016.10.010
  10. Fors-Owczynik K. L. Monitoring migrants or making migrants ‘misfit’? Data protection and human rights perspectives on Dutch identity management practices regarding migrants // Computer Law & Security Review. – 2016. – Vol. 32, Issue 3. – P. 433–449. DOI: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2016.01.010
  11. Mantelero A. Personal data for decisional purposes in the age of analytics: From an individual to a collective dimension of data protection // Computer Law & Security Review. – 2016. – Vol. 32, Issue 2. – P. 238–255. DOI: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2016.01.014  
  12. Van Dijk N., Gellert R., Rommetveit K. A risk to a right? Beyond data protection risk assessments // Computer Law & Security Review. – 2016. – Vol. 32, Issue 2. – P. 286–306. DOI: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2015.12.017  
  13. Zhang J., Leoncini R., Tsai Y. Intellectual property rights protection, labour mobility and wage inequality // Economic Modelling. – 2018. – Vol. 70. – P. 239–244. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econmod.2017.11.006
  14. Lievens E., Verdoodt V. Looking for needles in a haystack: Key issues affecting children's rights in the General Data Protection Regulation // Computer Law & Security Review. – 2018. – Vol. 34, Issue 2. – P. 269–278. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.clsr.2017.09.007  
  15. Мусаев М. А. Правовой гуманизм и его формы // Юридическая наука: история и современность. – 2016. – № 4. – С. 24–37.
  16. van der Ploeg L., Vanclay F. Challenges in implementing the corporate responsibility to respect human rights in the context of project-induced displacement and resettlement // Resources Policy. – 2018. – Vol. 55. – P. 210–222. DOI: https://doi.org/10.1016/j.resourpol.2017.12.001  
  17. Балаян Э. Ю. Некоторые аспекты проблемы защиты прав человека в условиях современных глобализационных преобразований // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2011. – № 3. – С. 9–13.
  18. Пушкарёва Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 172 с.
  19. Погорлецкая И. И. Актуальные проблемы соотношения универсальных и национальных правовых ценностей в условиях современных обществ // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – № 2. – С. 307–319.
  20. Зайцева И. В., Герасимова Е. Е. Сущность категории «права человека» – фундаментальная ценность глобальной цивилизации // Молодий вчений. – 2014. – № 1 (03). – С. 100–103.
  21. Кантипенко Е. А. Развитие понятия «достоинство человека» как нравственно-правовой категории концепции прав человека // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2015. – № 2. – С. 14–21.
  22. Пушкарёва Е. А. Права человека как аксиологическая философско-правовая концепция в современной социальной ситуации // Сибирский международный. – 2018. – № 20. – С. 65–71.
  23. Невинский В. В. Права человека как социальная ценность в контексте мировой истории // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2013. – № 4 (93). – С. 197–204.
  24. Козырев А. П. Проблема человеческого достоинства в прошлом и настоящем русской мысли // Тетради по консерватизму. – 2015. – № 3. – С. 73–77.
  25. Черных С. Н. Право и справедливость как ценности социального процесса // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2009. – Т. 5, № 12. – С. 260–263.
  26. Карташкин В. А. Универсализация прав человека и традиционные ценности человечества // Современное право. – 2012. – № 8. – С. 3–9.
  27. Pisoňová M. Philosophical explication of requirements on the process of education - Novelty or Relic? // XLinguae. – 2016. – Vol. 9, Issue 1. – P. 83–90. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2016.09.01.83-90
  28. Судоргина Л. В. Индивидуальное сопровождение участников образовательных отношений как основа качественного образования // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 3. – С. 78–85.
  29. Плиткина С. М. О роли индивидуального внимания и дифференциации обучения в учреждениях общественного воспитания для детей и подростков // Вестник педагогических инноваций. – 2014. – № 4. – С. 96–102.
  30. Auer R. A. Human capital and the dynamic effects of trade // Journal of development economics. – 2015. – Vol. 117. – P. 107–118. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2015.07.004
  31. Пушкарёва Е. А., Пушкарёв Ю. В. Специфика ценностных оснований современного гуманитарного образования в условиях мировых социальных перемен // Сибирский международный. – 2015. – № 17. – С. 188–191.
  32. Phillips F., Ching-Ying Yu.,  Hameed T.,  El Akhdary M. A. The knowledge society's origins and current trajectory // International Journal of Innovation Studies. – 2017. – Vol. 1, Issue 3. – P. 175–191. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijis.2017.08.001
  33. Rodríguez D.,  Busco C.,  Flores R. Information technology within society's evolution // Technology in Society. – 2015. – Vol. 40. – P. 64–72. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2014.08.006
Дата публикации 30.06.2018