Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 4, С. 26–45
УДК: 
378.6 (376.72-74)

Педагогические подходы в высшей школе для обучения и адаптации представителей коренных малочисленных народов Севера [In English]

Ситникова А. А. 1 (Красноярск, Россия), Пименова Н. Н. 1 (Красноярск, Россия), Филько А. И. 1 (Красноярск, Россия)
1 Сибирский федеральный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлены результаты научного исследования, направленного на разработку мер по улучшению адаптивной среды для коренных малочисленных народов Севера в высших учебных заведениях. Цель статьи – проанализировать современные эффективные педагогические подходы в высшей школе и систему практических действий по созданию адаптивной среды в образовательном пространстве вуза для выпускников из числа коренных малочисленных народов Севера на материале Красноярского края.
Методология. Применялись универсальные научные методы – анализ и синтез, и полевые и социологические исследования, проведенные с 2010 по 2017 в северных районах Красноярского края, метод социального проектирования.
Результаты. Авторы выявили две модели организации образовательного пространства, позволяющего эффективно обучать в высшей школе представителей коренных малочисленных народов Севера: 1) создание специализированного учебного заведения, основным преимуществом которого является возможность преподавать на родных языках коренных народов и организовать в вузе адаптивную инфраструктуру, учитывающую особенности традиционного образа жизни; 2) интеграция представителей коренных малочисленных народов Севера в классическую образовательную систему любого вуза с условием создания специализированной адаптивной системы.
Заключение. Современное социальное и культурное положение коренных малочисленных народов Севера вызывает тревогу в связи с низкой степенью интеграции коренных малочисленных народов в индустриальные и постиндустриальные практики XXI века. Обозначенная проблема может быть решена путем более интенсивного вовлечения коренных малочисленных народов в систему высшего образования. Предлагая ряд современных педагогических подходов для обучения представителей коренных малочисленных народов Севера в вузах, авторы делают вывод, что это может способствовать улучшению социальной ситуации в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Ключевые слова: 

высшее образование; адаптивная среда; северные территории; коренные малочисленные народы; зарубежный опыт; этнокультурная идентичность; довузовская подготовка

48.298 Hip Hop | Aboriginal | Indigeneity

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Pedagogical approaches to teaching and adaptation of indigenous minority peoples of the North in higher educational institutions

Библиографическая ссылка:
Ситникова А. А., Пименова Н. Н., Филько А. И. Педагогические подходы в высшей школе для обучения и адаптации представителей коренных малочисленных народов Севера [In English] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4. – С. 26–45. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.02
Список литературы: 
  1. Acton R., Salter P., Lenoy M. Stevenson R. Conversations on cultural sustainability: stimuli for embedding Indigenous knowledges and ways of being into curriculum // Higher Education Research & Development. – 2017. – Vol. 36, № 7. – P. 1311–1325. DOI:  http://dx.doi.org/10.1080/07294360.2017.1325852 
  2. Belianskaia M. Kh. Modern Nomadic Schools for Small-Numbered Indigenous Peoples in the North of the Republic of Sakha (Yakutia) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2016. – Vol. 9, № 10. – P. 2342–2350. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-10-2342-2350
  3. Bischoping K., Fingerhut N. Border Lines: Indigenous Peoples in Genocide Studies // Canadian review of sociology. – 1996. – Vol. 33, № 4. – P. 481–506. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1755-618X.1996.tb00958.x  
  4. Bocharova J. Yu. Expected Outcomes of Teacher Internship, or a Pedagogical University Graduate Trapped in Standards // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2018. – Vol. 11, № 2. – P. 174–184. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0178
  5. Bullen J., Flavell H. Measuring the "gift": epistemological and ontological differences between the academy andIndigenous Australia // Higher Education Research & Development. – 2017. – Vol. 36, № 3. – P. 583–596. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07294360.2017.1290588
  6. Carter J., Hollinsworth D., Raciti M., Gilbey K. Academic "place-making": fostering attachment, belonging and identity for Indigenous students in Australian universities // Teaching in Higher Education. – 2018. – Vol. 23, № 2. – P. 243–260. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13562517.2017.1379485
  7. Cedar F. M. The World Wide Web Virtual Library: Indigenous Studies // Choice. – 2003. – Vol. 40, № 5. – P. 878. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=7639567
  8. Chiodo L. N., Sonn C. C., Morda R. Implementing an Intercultural Psychology Undergraduate Unit: Approach, Strategies, and Outcomes // Australian Psychologist. – 2014. – Vol. 49, № 3. – P. 181–192. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/ap.12047
  9. Cortes L. S. M. Indigenous Youth Graduating from Intercultural Universities: Capability Building Through Intercultural Higher Education in Veracruz, Mexico // Journal of Intercultural Studies. – 2017. – Vol. 38, № 2. – P. 155–169. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07256868.2017.1291496
  10. Wikaire E., Curtis E., Cormack D., Jiang Y., McMillan L., Loto R., Reid P. Predictors of academic success for Māori, Pacific and non-Māori non-Pacific students in health professional education: a quantitative analysis // Advances in Health Sciences Education. – 2017. – Vol. 22, № 2. – P. 299–326. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10459-017-9763-4
  11. Dreamson N., Thomas G., Hong A. L., Kim S. Policies on and practices of cultural inclusivity in learning management systems: perspectives of Indigenous holistic pedagogies // Higher Education Research & Development. – 2017. – Vol. 36, № 5. – P. 947–961. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07294360.2016.1263830
  12. Gilbert S., Tillman G. Teaching Practise Utilising Embedded Indigenous Cultural Standards // The Australian Journal of Indigenous Education. – 2017. – Vol. 46, № 2. – P. 173–181. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/jie.2017.4
  13. Kolesnik M. A., Libakova N. M., Sertakova E. A., Sergeeva N. A. Influence of Climatic Conditions on the Traditional Economy of the Indigenous Small-Numbered Peoples Living in the Evenkiyskiy Municipal District (Krasnoyarsk Territory) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2017. – Vol. 10, № 9. – P. 1327–1343. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0139  
  14. Koptseva N. P. Modern Concepts of Cultural Sociodynamics in the Context of Research of the Socio-Cultural Environment of the Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2016. – Vol. 9, № 1. – P. 68–78. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-1-68-78    
  15. Libakova N. M., Sertakova E. A. Russian and International Projects in the Field of the Indigenous Peoples’ Decorative and Applied Art Development // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2017. – Vol. 10, № 10. – P. 1525–1541. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0151   
  16. Lin W. C., Yang S. C. Effects of Online Culturally Responsive Pedagogy: Collaborative Learning Between College Tutors and Indigenous High School Students // Journal of Research in Education Sciences. – 2015. – Vol. 60, № 4. – P. 223–253. DOI: http://dx.doi.org/10.6209/JORIES.2015.60(4).08
  17. Manathunga C. Transcultural and postcolonial explorations: unsettling education // The International Education Journal: Comparative Perspectives. – 2015. – Vol. 14, № 2. – P. 10–21. URL: https://openjournals.library.sydney.edu.au/index.php/IEJ/article/view/9303/9208   
  18. Masika R., Jones J. Building student belonging and engagement: insights into higher education students’ experiences of participating and learning together // Teaching in Higher Education. – 2016. – Vol. 21, № 2. – P. 138–150. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13562517.2015.1122585
  19. Mato D. Indigenous People in Latin America: Movements and Universities. Achievements, Challenges, and Intercultural Conflicts // Journal of Intercultural Studies. – 2016. – Vol. 37, № 3. – P. 211–233. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07256868.2016.1163536
  20. McMahon T. R., Griese E. R., Kenyon D. B. Cultivating Native American scientists: an application of an Indigenous model to an undergraduate research experience // Cultural Studies of Science Education. – 2018. – P. 1–34. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11422-017-9850-0
  21. Murphy J. E. Studies in ethnicity and change' for teaching about indigenous peoples // American Ethnologist. – 2001. – Vol. 28, № 2. – P. 438–448. DOI: http://dx.doi.org/10.1525/ae.2001.28.2.438  
  22. Reznikova K. V., Seredkina N. N., Zamaraeva Y. S. Perspective Formats for the Development of Decorative and Applied Art of the Indigenous Peoples of the Krasnoyarsk Territory // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2017. – Vol. 10, № 10. – P. 1573–1593. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0155
  23. Smirnaia A. A., Ignatova V. V. Involving Future Bachelors in the Development of an Information-Cognitive Model of Introduction to Social-Pedagogical Values // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2016. – Vol. 9, № 1. – P. 126–132. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-1-126-132
  24. Tang H. H., Tsui C. G. Democratizing higher education through internationalization: the case of HKU SPACE // Asian Education and Development Studies. – 2018. – Vol. 7, № 1. – P. 26–41. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/AEDS-12-2016-0095
  25. Vorontsova I. P., Vitkovskaya L. K. Investing into Siberian Human Potential Development: Investment into “Export” Professionals or Growth of Local Human Capital Assets? // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2016. – Vol. 9, № 11. – P. 2697–2705. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-11-2697-2705   
  26. Weuffen S. L., Cahir F., Pickford A. M. The centrality of Aboriginal cultural workshops and experiential learning in a pre-service teacher education course: a regional Victorian University case study // Higher Education Research & Development. – 2017. – Vol. 36, № 4. – P. 838–851. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07294360.2016.1242557
Дата публикации 31.08.2018