Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 3, С. 104–122
УДК: 
614.2-053.2(571.1)(091)

Деятельность государства, органов местного самоуправления и общественных организаций по охране здоровья учащихся в школах Западной Сибири (конец XIX – начало XX вв.)

Татарникова А. И. 1 (Тобольск, Россия)
1 Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена изучению исторического опыта по охране здоровья учащихся в школах Западной Сибири в контексте начинающейся в конце XIX – начале XX в. модернизации российского общества и связанных с ней изменениях в отношении здоровьесбережения детей. Ставится цель – охарактеризовать деятельность государства, местных органов власти и общественных организаций в деле охраны здоровья учащихся в школах региона на рубеже веков.
Методология. Историософским основанием работы является теория модернизации традиционного общества, сформулированная в 1950–1960-е гг. представителями западной социологической, политологической и экономической мысли (Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин и др.). Изменения в подходах государства и общества к охране здоровья учащихся образовательных учреждений рассматривается в неразрывной связи с процессом длительного всеобъемлющего перехода от традиционного к «современному», или индустриальному обществу. Эволюция отношения к охране здоровья учащихся прослеживается на основе анализа материалов медицинских отчетов врачебных управ, действовавших при органах губернского управления, а также данных врачебно-санитарных обследований учебных заведений в городской и сельской местности, материалов периодической печати.
Результаты. В работе исследованы многие ранее не изученные аспекты отношения государства и общества к здоровью учащихся школ в конце XIX – начале XX вв. Сделаны следующие выводы: одним из проявлений начинающейся модернизации общества в регионе стало изменение отношения центральных и местных властей, общественных организаций к проблеме охраны здоровья школьников. Оно проявилось в появлении практики ежегодных врачебно-санитарных осмотров учащихся, усилении надзора за санитарным состоянием школ, дезинфекции школьных помещений, первых попытках организации горячего питания детей, привитию элементарных гигиенических навыков подрастающему поколению. Это положительно повлияло на здоровьесберегающее поведение учащихся, способствовало снижению их заболеваемости и смертности от инфекционных заболеваний.
Заключение. Автором охарактеризовано состояние здоровья учащихся школ в исследуемый период, проанализированы предпринимаемые органами власти и общественными организациями меры по поддержанию здоровья подрастающего поколения.

Ключевые слова: 

охрана здоровья школьников; Западная Сибирь; врачебно-санитарный надзор; школьное питание; государственные органы; местное самоуправление; общественные организации

State, local government and public organizations health protection activities in Western Siberian schools (in the late 19th and early 20th centuries)

Библиографическая ссылка:
Татарникова А. И. Деятельность государства, органов местного самоуправления и общественных организаций по охране здоровья учащихся в школах Западной Сибири (конец XIX – начало XX вв.) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 104–122. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.08
Список литературы: 
  1. Зверева К. Е., Зверев В. А. Как Сибирь училась читать: школа, грамотность и книга в русской деревне конца XIX – начала XX века: монография. – Новосибирск: НГПУ, 2013. – 237 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21835793
  2. Литягина А. В. Светское просвещение и повседневная жизнь горожан Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX вв.: монография. – Бийск: АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2014. – 180 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24612252
  3. Караваева Е. В. Формирование санитарной культуры учащихся духовного ведомства в конце XIX – начале XX вв. (на примере Томского епархиального женского училища) // Сибирский медицинский журнал (г. Томск). – 2008. – Т. 23, № 3-2. – С. 118–125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13043472
  4. Семенова К. А. Становление и развитие здравоохранения в Томске (вторая половина XIX – начало XX в.) // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 323. – С.  170–173. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13418711
  5. Сарычева Т. В. Становление физического воспитания в системе народного просвещения в Западной Сибири в 1920-е гг. // Вестник Томского государственного университета. – 2015. № 391. С. 140–147. https://dx.doi.org/10.17223/15617793/391/23 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25068446 
  6. Сулимов В. С. Санитарно-гигиеническое состояние женских учебных заведений Западной Сибири в начале XX в. // Женщина в российском обществе. – 2014. – № 3 (72). – С. 36–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22446495
  7. Валитов А. А., Сулимов В. С. Гигиеническое воспитание в школах городов Западной Сибири на рубеже XIX – XX вв. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – С. 401–401. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21451382
  8. Пономарева В. В. Медико-социальные условия повседневной жизни закрытых институтов Мариинского ведомства (вторая половина XIX – начало XX вв.) // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. – 2014. – № 1. – С. 17–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21255318
  9. Белюков Д. А. Физическое воспитание в российской школе в конце XIX – начале XX в. // Вестник архивиста. – 2015. – № 3. – С. 138–153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25056776
  10. Веременко В. А. Гигиена школьника в дворянско-интеллигентских семьях России второй половины XIX – начала XX вв. // История повседневности. – 2017. – № 2 (4) – С. 79–106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30519408
  11. Simonsen L., Viboud C. The power of historical data for assessment of childhood vaccine benefits // The Lancet Infections Diseases. – 2016. – Vol. 16, Issue 5. – P. 516–518. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/s1473-3099(16)00060-8
  12. Osborne W., Lawton S. Health visiting and its role in addressing the nutritional needs of children in the first world war // Nursing Children and Young People. – 2014. – Vol. 26, № 8. – P. 25. URL: http://search.proquest.com/openview/9e2109b29f9a9cc042eacf4718f965d2/1?pq-origsite=gscholar&cbl=2042233
  13. Ralston B. Classrooms and Clinics: Urban Schools and the Protection and Promotion of Child Health, 1870–1930 // Nursing History Review. – 2016. – Vol. 24. – P. 131–133. URL: https://www.questia.com/library/journal/1P3-3768610231/classrooms-and-clinics-urban-schools-and-the-protection
  14. Theodorou V., Karakatsani D. Early Measures for School Hygiene in Greece: Between Nationalism and Modernisation (1890–1920) // Canadian Bulletin of Medical History. – 2017. – Vol. 34, Issue 1. – P. 146–178. DOI: https://dx.doi.org/10.3138/cbmh.139-27012015
  15. Parman J. Childhood health and sibling outcomes: Nurture Reinforcing nature during the 1918 influenza pandemic // Explorations in Economic History. – 2015. – Vol. 58. – P. 22–43. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.eeh.2015.07.002
  16. Ortiz-Correa J. S., Filho M. R., Dinar A. Impact to access to water and sanitation services on educational attainment // Water Resources and Economics. – 2016. – Vol. 14. – P. 31–43. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.wre.2015.11.002
  17. Stöckel S. Infant mortality and concepts of hygiene. Strategies and consequences in the Weimar Republic: the example of Berlin // The History of the Family. – 2002. – Vol. 7, Issue 4. – P. 601–616. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/S1081-602X(02)00129-X
  18. Krasnitskaya T. Patronage in the System of Church-school Education as a Form of Communication in Educational Space of Russia in the Late 19th – early 20th Century // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 236. – P. 338–342. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.12.042
  19. Rocha H. H. P. The dangers of infection: school medical inspection in Brasil (the 1910s) // History of education review. – 2016. – Vol. 46, Issue 2. – P. 150–163. DOI: https://dx.doi.org/10.1108/her-02-2016-0015
  20. Daniele V., Ghezzi R. The impact of World War II on nutrition and children's health in Italy // Investigaciones de Historia Economica. – 2017. – In Press. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.ihe.2017.09.002
  21. Ruis A. R. «The Penny Lunch Has Spread Faster than the Measles»: Children's Health and the Debate over School Lunches in New York City, 1908–1930 // History of Education quarterly. – 2015. – Vol. 55, Issue 2. – P. 190–217. DOI: https://dx.doi.org/10.1111/hoeq.12113
  22. Hulme T. «A nation depends on its children»: school buildings and citizenship in England and Wales, 1900–1939 // Journal of British Studies. – 2015. – Vol. 54, Issue 2. – P. 406–432. DOI: https://dx.doi.org/10.1017/jbr.2015.2
  23. Attali M., Saint-Martin J. Outdoor physical education in French schools during the twentieth century // Journal of Adventure Education and Outdoor Learning. – 2017. – Vol. 17, Issue 2. – P. 148–160. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/14729679.2016.1242082
  24. Gois E. Junior Gymnastics, hygiene and eugenics in Brazil at the turn of the twentieth Century // The International Journal of the History of Sport. – 2014. – Vol. 31, Issue 10. – P. 1219–1231. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/09523367.2013.854776
  25. Seltenreich Y. School Hygiene as a Tool of Modernization: European Culture and Jewish Colonies in Galilee (1882–1939) // Canadian Bulletin of Medical History. – 2017. – Vol. 34, Issue 1. – P. 179–205. DOI: https://dx.doi.org/10.3138/cbmh.142-27012015
Дата публикации 30.06.2018