Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.3, С.211-224
УДК: 
378.126

Автономно ориентированный подход как методологическая основа здоровьесберегающего типа повышения квалификации преподавателя медицинского вуза

Гаврилюк О. А. 1 (Красноярск, Россия)
1 Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого
Аннотация: 

Проблема и цель. В контексте ориентированной на здоровьесбережение системы высшего медицинского образования возрастает потребность в разработке методологических оснований для внедрения новых технологий повышения квалификации преподавателей медицинских вузов, способствующих укреплению здоровья педагогов. Цель статьи – исследовать возможности автономно ориентированного подхода как методологического основания для организации здоровьесберегающего типа повышения квалификации преподавателей медицинского вуза.
Методология. В статье проведен анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы в области организации здоровьесберегающего типа обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Исследованы основные положения теории самодетерминации Р. Райана и Э. Деси, а также понятия автономности личности и автономной мотивации. В рамках теории самодетерминации в качестве методологической основы для построения здоровьесберегающей системы повышения квалификации предложен автономно ориентированный подход, который выдвигает на первый план автономную мотивацию преподавателей, их личную включенность в процесс повышения квалификации и личную ответственность за его результаты.
Результаты. Выделены внешние и внутренние условия, способствующие успешному внедрению здоровьесберегающего типа повышения квалификации преподавателей медицинского вуза. Целесообразность применения автономно ориентированного подхода в качестве методологического основания для разработки и внедрения здоровьесберегающих программ повышения квалификации преподавателей вузов обоснована теоретически и продемонстрирована на примере системы личностно-профессионального развития преподавателя, реализуемой в Красноярском государственном медицинском университете имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого.
Заключение. Делается вывод, что применение автономно ориентированного подхода в повышении квалификации преподавателей медицинского вуза способствует сохранению эмоционального здоровья педагогов, обеспечивая переход от спорадического внешне организуемого повышения квалификации к самодетерминируемому непрерывному личностно-профессиональному развитию педагогов в контексте культуры здорового образа жизни.

Ключевые слова: 

повышение квалификации преподавателей; здоровьесберегающие программы; автономно ориентированный подход; высшее медицинское образование; синдром эмоционального выгорания; профессиональная автономность; личностно-профессиональное развитие

Список литературы: 
  1. Aelterman N., Vansteenkiste M., Van Keer H., Haerens L. Changing teachers’ beliefs regarding autonomy support and structure: The role of experienced psychological need satisfaction in teacher training // Psychology of Sport and Exercise. – 2016. – № 23. – P. 64–72. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.psychsport.2015.10.007
  2. Arvanitis A., Kalliris K. A self-determination theory account of self-authorship: Implications for law and public policy // Philosophical Psychology. – 2017. – Vol. 30, Issue 6. – P. 763–783. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09515089.2017.1307333
  3. Ben-Peretz M., Gottlieb E., Gideon I. Coaching between experts – opportunities for teachers’ professional development // Teacher Development. – 2018. – Vol. 22, № 3. – P. 303–313. DOI: https://doi.org/10.1080/13664530.2018.1438310
  4. Drew V., Priestley M., Michael M. Curriculum Development through Critical Collaborative Professional Enquiry // Journal of Professional Capital and Community. – 2016 – Vol. 1, Issue 1. – P. 92–106 DOI: https://doi.org/10.1108/JPCC-09-2015-0006
  5. Forzani F. Understanding “core practices” and “practice-based” teacher education: Learning from the past // Journal of Teacher Education. – 2014. – Vol. 65, № 4. – P. 357–368. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022487114533800
  6. Gavrilyuk O. A., Loginova I. O., Buzovkina N. Yu. Relations of perceived autonomy and burnout syndrome in university teachers // International Journal of Applied Psychology. – 2013. – Vol. 3, № 3. – P. 52–62. DOI: http://dx.doi.org/10.5923/j.ijap.20130303.04 URL: http://article.sapub.org/10.5923.j.ijap.20130303.04.html  
  7. Gorozidis G., Papaioannou A. Teachers’ motivation to participate in training and to implement innovations // Teaching and Teacher Education. – 2014. – № 39. – P. 1–11. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2013.12.001
  8. Hill H. C., Beisiegel M., Jacob R. Professional Development Research Consensus, Crossroads, and Challenges // Educational Researcher. – 2013. – Vol. 42, № 9. – P. 476–487. DOI: http://dx.doi.org/10.3102/0013189X13 512674
  9. Javadi F. On the relationship between teacher autonomy and feeling of burnout among Iranian EFL teachers //Procedia –Social and Behavioral Sciences. – 2014. – № 98. – P. 770–774. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.03.480
  10. Jennett H. K., Harris S. L., Mesibov G. B. Commitment to philosophy, teacher efficacy, and burnout among teachers of children with autism //Journal of Autism and Developmental Disorders. – 2003. – Vol. 33, № 6. – P. 583–593. DOI: https://doi.org/10.1023/B:JADD.0000005996.19417.57
  11. Kennedy M. M. How Does Professional Development Improve Teaching? // Review of Educational Research. – 2016. – Vol. 86, № 4. – P. 945–980. DOI: http://dx.doi.org/10.3102/0034654315626800
  12. Korthagen F. A. J., Evelein F. G. Relations between student teachers' basic needs fulfillment and their teaching behavior // Teaching and Teacher Education. – 2016. – № 60. – P. 234–244. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2016.08.021
  13. Orland-Barak L. Mediation in Mentoring: A Synthesis of Studies in Teaching and Teacher Education // Teaching and Teacher Education. –2014. – № 44. – P. 180–188. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2014.07.011
  14. Sachs J. Teacher professionalism: why are we still talking about it? // Teachers and Teaching. – 2016. – Vol. 22, № 4. – P. 413–425. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13540602.2015.1082732
  15. Saunders R. The role of teacher emotions in change: Experiences, patterns and implications for professional development // Journal of Educational Change. – 2013. – Vol. 14, № 3. – P. 303–333. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10833-012-9195-0
  16. Tjin A Tsoi Sh. L. N. M., De Boer A., Croiset G., Koster A. S., Kusurkar R. A. Factors influencing participation in continuing professional development: A focus on motivation among pharmacists // The Journal of Continuing Education in the Health Professions. – 2016. – Vol. 36 (3). – P. 144–150. DOI: http://dx.doi.org/10.1097/CEH.0000000000000081
  17. Van Driel J. H., Meirink J. A., Van Veen K., Zwart R. C. Current trends and missing links in studies on teacher professional development in science education: a review of design features and quality of research // Studies in Science Education. – 2012. – Vol. 48, № 2. – P. 129–160. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03057267.2012.738020
  18. Vansteenkiste M., Sierens E., Goossens L., Soenens B., Dochy F., Mouratidis A., Aelterman  N., Haerens L., Beyers M. Identifying configurations of perceived teacher autonomy support and structure: Associations with self-regulated learning, motivation and problem behavior // Learning and Instruction. – 2012. – Vol. 22, Issue 6. – P. 431–439. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.learninstruc.2012.04.002
  19. Wardoyo C., Herdiani A., Sulikah. Teacher Professionalism: Analysis of Professionalism Phases // International Education Studies. – 2017. – Vol. 10, № 4. – P. 90–100. DOI: http://dx.doi.org/10.5539/ies.v10n4p90
  20. Wilkesmann U., Schmid C. J. Intrinsic and internalized modes of teaching motivation // Evidence-based HRM: a Global Forum for Empirical Scholarship. – 2014. – Vol. 2, Issue 1. – P. 6–27. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/EBHRM-07-2013-0022
  21. Xaso A. M., Galloway G., Adu E. O. Continuing Professional Teacher Development (CPTD): A National and International Perspective // The Anthropologist. – 2017. – Vol. 28, № 1-2. – P. 9–18. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09720073.2017.1311667  
  22. Yu C., Li X., Wang S., Zhang W. Teacher autonomy support reduces anxiety and depression: An 18-month longitudinal study // Journal of Adolescence. – 2016. – Vol. 49. – P. 115–123. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.adolescence.2016.03.001
  23. Блинков А. Н., Лебединцева О. И. Профессиональное выгорание как следствие дефицита профессиональной готовности (на основе анализа научной литературы) // Акмеология. – 2018. – № 1 (65). – С. 27–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32605675
  24. Gavrilyuk O. A. Autonomy as a Core Value of Lifelong Learning // Журнал Сибирского Федерального Университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – Т. 8, № 11. – C. 2283–2290. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25277056
  25. Гатиятуллина Л. Л. Здоровьесберегающее пространство в медицинских образовательных организациях // Казанский медицинский журнал. – 2018. – Т. 99, № 1. – С. 110–116. DOI: http://dx.doi.org/10.17816/KMJ2018-110
  26. Залевский Г. В., Галажинский Э. В., Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) // Сибирский психологический журнал. – 2001. – № 14-15. – С. 68–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26002195
  27. Исаев Е. И. Антропологическая парадигма в развивающем образовании // Народное образование. – 2017. – № 8 (1464). – C. 35–46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30685110
  28. Клочко В. Е., Краснорядцева О. М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 339. – С. 151–154. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15506491
  29. Селезнёва Е. В. Cамоэффективность как акмеологический инвариант профессионализма кадров управления // Акмеология. – 2016. – № 1 (57). – С. 19–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25842775
Дата публикации 30.06.2018