Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 2, С. 43–61
УДК: 
159.937.24

Уровень развития адаптационного потенциала студентов

Ростовцева М. В. 1 (Красноярск, Россия), Шайдурова О. В. 1 (Красноярск, Россия), Гончаревич Н. А. 1 (Красноярск, Россия), Ковалевич И. А. 1 (Красноярск, Россия), Кудашов В. И. 1 (Красноярск, Россия)
1 ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Условия обучения в вузе требуют от учащихся студентов чрезмерного напряжения, включают ряд психогенных факторов, усложняющих процессы адаптации, обучения, воспитания, развития. Это влечет за собой последствия, которые могут отразиться на качестве образовательного процесса и его результативности. Успешность преодоления этих трудностей во многом зависит от уровня развития внутренних адаптационных возможностей и ресурсов, мотивационной сферы и других личностных особенностей студентов. Цель исследования заключается в определении уровня развития адаптационного потенциала и выявлении психологических особенностей студентов 1–3 курсов вуза.
Методология. Теоретические подходы и положения отечественной и зарубежной психологии, особенно: целостный подход к изучению человека в системе его связей с миром Б. Г. Ананьева; структурный подход в рассмотрении личностных черт; принцип единства сознания и деятельности А. Н. Леонтьева; положения деятельностного подхода Ф. Б. Березина, В. А. Петровского, Г. Хартмана. Для проведения исследования психологических особенностей студентов был использован психодиагностический комплекс: тест-опросник Г. Айзенка (EPI), методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной, методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реана и В. А. Якунина, ориентационная анкета «Направленность личности» Б. Баса, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-AM) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина.
Результаты. Авторами проведено исследование личностных особенностей студентов 1–3 курсов. Выявлено, что на разных курсах уровень развития адаптационных ресурсов (адаптивность, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность, коммуникативные способности, мотивация, направленность личности на «дело») различается и выше у студентов старших курсов, что связано с завершением периода адаптации. Обосновывается целесообразность проведения исследования личностных социально-психологических особенностей студентов для своевременного оказания психологической помощи и поддержки в обучении, разработки индивидуальных траекторий социализации и адаптации студентов.
Заключение. Предлагаются рекомендации для повышения адаптивных способностей учащихся.

Ключевые слова: 

адаптивность; социальная адаптация; мотивация; моральная нормативность; коммуникативные особенности; направленность; личностные психологические особенности

99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Level of adaptation capacity among undergraduate students

Библиографическая ссылка:
Ростовцева М. В., Шайдурова О. В., Гончаревич Н. А., Ковалевич И. А., Кудашов В. И. Уровень развития адаптационного потенциала студентов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2. – С. 43–61. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1802.03
Список литературы: 
  1. Barutchu A., Carter O., Hester R., Levy N. Strength in cognitive self-regulation // Frontiers in Physiology. – 2013. – Vol.  4. – P. 174–174. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2013.00174
  2. Bassett R., Beagan B. L., Ristovski-Slijepcevic S., Chapman G. E.Tough teens. The methodological challenges of interviewing teenagers as research participants tough // Journal of Adolescent Research. – 2008. – Vol. 23, № 2. – P. 119–131. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0743558407310733
  3. de Bruin A. B., Kok E. M., Lobbestael J., de Grip A.The impact of an online tool for monitoring and regulating learning at university: overconfidence, learning strategy, and personality // Metacognition and Learning. – 2017. – Vol. 12, Issue 1. – P. 21–43. DOI: https://doi.org/10.1007/s11409-016-9159-5
  4. Ritter K.-J.Matthews R. A.Ford M. T.Henderson A. A. Understanding role stressors and job satisfaction over time using adaptation theory // Journal of Applied Psychology. – 2016. – Vol. 101 (12). – P. 1655–1669. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/apl0000152
  5. Jackson M., Sippel L., Mota N., Whalen D., Schumacher J. Borderline personality disorder and related constructs as risk factors for intimate partner violence perpetration // Aggression and Violent Behavior. – 2015. – Vol. 24. – P. 95–106. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.avb.2015.04.015
  6. Laing R. D. Self and Others: Selected Works of R D Laing Vol 2. – London: Routledge, 2002. – 176 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203210321
  7. Lobbestael J., Cima M., Lemmens A. The relationship between personality disorder traits and reactive versus proactive motivation for aggression // Psychiatry Research. – 2015. – Vol. 229, Issue 1–2. – P. 155–160. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.psychres.2015.07.052
  8. Markus H. R., Nurius P. Possible selves // American psychologist. – 1986. – Vol. 41, Issue 9. – P. 954–969. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066x.41.9.954
  9. George M., Jettner J.Migration stressors, psychological distress, and family–a Sri Lankan Tamil refugee analysis // Journal of International Migration and Integration. – 2016. – Vol. 17 (2). – P.  341–353. DOI:http://dx.doi.org/10.1007/s12134-014-0404-y
  10. Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students academic performance: a systematic review and meta-analysis // Psychological Bulletin. – 2012. – Vol. 138 (2). – P. 353–387. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0026838 
  11. Rockenbach A. B., Mayhew M. J. The campus spiritual climate: Predictors of satisfaction among students with diverse worldviews // Journal of College Student Development. – 2014. – Vol. 55 (1). – P. 41–62. DOI: http://dx.doi.org/10.1353/csd.2014.0002
  12. Pintzinger N. M., Pfabigan D. M., Pfau L., Kryspin-Exner I., Lamm C. Temperament differentially influences early information processing in men and women: Preliminary electrophysiological evidence of attentional biases in healthy individuals // Biological Psychology. – 2017. – Vol. 122. – P. 69–79. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.biopsycho.2016.07.007 
  13. Van Laer S., Elen J. In search of attributes that support self-regulation in blended learning environments // Education and Information Technologies. – 2017. – Vol. 22, Issue 4. – P. 1395–1454. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-016-9505-x
  14. Александров Е. П., Воронцова М. В. Проблемы адаптации студентов к образовательной среде вуза и профессии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 111–111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22566444
  15. Анисимова Т. Г. Система управления адаптацией студентов в вузе // Социология образования. – 2014. – № 12. – С. 101–108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22561873
  16. Седин В. И., Леонова Е. В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 83–89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12800687
  17. Галстян А. Г., Минасян С. М. Физиологические аспекты учебной адаптации студентов // Acta Biomedica Scientifica. – 2015. – № 4 (104). – С. 97–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24141791 
  18. Жуина Д. В., Королева Н. П. Особенности психологической адаптации к условиям обучения в вузе студентов-первокурсников // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – № 1. – С. 51–54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22954195
  19. Кудашов В. И., Ростовцева М. В. Структура социального адаптационного процесса // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные и науки. – 2017. – № 3. – C. 59–67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29328865
  20. Ростовцева М. В., Кудашов В. И. Этапы социальной адаптации: философские аспекты // Профессиональное образование в современном мире. – 2016. – Т. 6, № 3. – С. 414–420. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27158170
  21. Ростовцева М. В. Подходы к изучению социальной адаптации в системе образования // Философия и культура. – 2017. – № 8. – С. 108–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29938473
  22. Седин В. И., Леонова Е. В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 83–89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12800687
  23. Bennett N. J.Kadfak A.Dearden P.Community-based scenario planning: a process for vulnerability analysis and adaptation planning to social-ecological change in coastal communities // Environment, Development and Sustainability. – 2016. – Vol. 18 (6). – P. 1771–1799. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10668-015-9707-1
  24. Тарасова Л. Е. Психологическое благополучие студентов на этапе адаптации к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3, № 4. – С. 358–362. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22930428
  25. Hassan K., Adhami N.Adaptation and Validation of the Children’s Anger Response Checklist for Grades 4–6 Lebanese Students // Child Indicators Research. – 2016. – Vol. 9 (4). – P. 985–1002. DOI:http://dx.doi.org/10.1007/s12187-015-9352-0
Дата публикации 30.04.2018