Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.3, С.167-180
УДК: 
612+372.016:796

Особенности динамики показателей вариабельности ритма сердца школьников 1-2 классов при цикловой организации уроков физической культуры

Ячменев Н. В. 1 (Новосибирск, Россия), Рубанович В. Б. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Негосударственное образовательное учреждение "Образовательный комплекс школа-сад "Наша Школа""
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Исследования, направленные на повышение эффективности физического воспитания, изучение процесса адаптации школьников в динамике учебного года в зависимости от организации уроков физической культуры являются сейчас актуальным научным направлением в области физиологии. Целью работы стало изучение динамики показателей вариабельности сердечного ритма школьников 1–2 классов в процессе учебного года при цикловой и традиционной организации уроков физической культуры.
Методология. Мы изучили показатели вариабельности сердечного ритма школьников 1– классов (18 человек – экспериментальная группа и 35 человек – контрольная группа) в условиях фоновой и ортостатической проб. В экспериментальной группе (ЭГ) годовая учебная нагрузка по физической культуре была перераспределена на 4 цикла и межцикловые периоды по 4 –5 недель каждый с увеличением до 5 уроков в неделю в периоды циклов и их уменьшением в межцикловые периоды до 2 уроков в неделю. Школьники контрольной группы (КГ) занимались физической культурой по 1 часу 3 раза в неделю.
Результаты. Авторы выявили у школьников экспериментальной группы, при цикловой организации уроков физической культуры, к концу учебного года по сравнению с исходными данными достоверное увеличение всех изученных показателей временного анализа сердечного ритма, общей мощности спектра и высокочастотного компонента, уменьшение вагосимпатического баланса, амплитуды моды, индекса вегетативного равновесия, индекса напряжения и увеличение вариационного размаха. Это указывает на усиление влияния парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в регуляции сердца, снижение централизации процессов управления и степени напряжения механизмов регуляции сердечного ритма, повышение адаптационных возможностей организма. В контрольной группе отмечена противоположная динамика изученных показателей, что свидетельствует об усилении влияния симпатического и гуморально-метаболического компонентов в регуляции сердца, напряжении адаптационного потенциала в конце учебного года.
Заключение. Полученные результаты позволяют рекомендовать цикловую организацию с целью повышения оздоровительного эффекта уроков физической культуры в условиях общеобразовательного учреждения.

Ключевые слова: 

физическое воспитание школьников; цикловая организация; вариабельность сердечного ритма; адаптационные возможности организма

Список литературы: 
  1. Айзман Р. И., Головин М. С. Эффективность влияния однократной и продолжительной аудиовизуальной стимуляции на вариабельность сердечного ритма и механизмы вегетативной регуляции у спортсменов-цикликов // Бюллетень сибирской медицины. – 2014. – Т. 13, № 6. – С. 113–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22931165
  2. Александров А. А., Звездина И. В., Котова М. Б., Березина Н. О., Иванова Е. И., Ваганов А. Д. Оценка состояния здоровья школьников г. Мурманска // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. – 2015. – Т. 94, № 6. – С. 170–175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24999342
  3. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Введение в донозологическую диагностику: монография. – М.: Слово, 2008. – 176 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19545968
  4. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Ильин А. Г. Сохранение и укрепление здоровья подростков – залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы) // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2014. – Т. 69, № 5-6. – С. 65–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21730616
  5. Белоедов А. В., Худяков Г. Г., Рыжков Р. Е. Комплексный подход к обеспечению занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-10. – С. 2186–2190. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22030411
  6. Богомолова Е. С., Кузмичев Ю. Г., Котова Н. В., Киселева А. С., Бадеева Т. В., Ашина М. В., Платонова Т. В. Динамика состояния здоровья городских школьников (1980–2012) // Медицинский альманах. – 2014. – № 2 (32). – С. 88–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21638785
  7. Гончарова Л. Н., Юренев А. П., Альнасер М. Влияние интегральных подходов к обучению школьников старших классов на формирование здорового образа жизни // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 4 (85). – С. 529–541. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.085.020.201604.529-541
  8. Догадкина С. Б. Возрастная динамика временных и спектральных показателей вариабельности сердечного ритма у детей 5–9 лет // Новые исследования. – 2012. – № 4 (33). – С. 40–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21075410
  9. Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Полянская Н. В. Факторная структура физической работоспособности детей 7–8 лет // Гигиена и санитария. – 2016. – Т. 95, № (7). – С. 636–642. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26486802
  10. Курчанова Е. И., Ефимова С. В., Игнатенков Н. Е., Чернышева Е. Н., Львова Л. Г. Инновационные подходы к организации физической культуры детей на основе Вальдорфских игр подвижного характера // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2013. – № 2 (96). – С. 83–88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18830503
  11. Лисейкина О. В., Попов И. В., Магомедов Р. Р. Системный подход к мониторингу физического состояния школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2015. – № 2 (159). – С. 158–166. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23714790
  12. Лукина С. Ф., Чуб И. С., Нефёдова К. О. Сердечный ритм в процессе когнитивной деятельности у детей 8–10 лет с разными соматотипами // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. – 2015. – № 1. – С. 24–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23266370
  13. Макунина О. А., Якубовская И. А. Структура и динамика состояния здоровья школьников 7–17 лет // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». – 2015. – Т. 17, № 2. – С. 29–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22885244
  14. Михайлов В. М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода: монография. – Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, 2002. – 290 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23811340
  15. Найданов Б. Н., Цинкер В. М. Повышение качества физического воспитания школьников // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 13-1. – С. 144–148. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22490047
  16. Плотникова И. И., Галимов Г. Я., Кудрявцев М. Д., Михалёва Е. А., Бортникова Т. М. Развивающее обучение школьников игре в футбол на уроках физической культуры // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 13. – С. 109–113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20377330
  17. Ревякина В. И. Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1 (142). – С. 127–130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21138906
  18. Самокиш И. И., Босенко А. И., Дискаленко С. И., Шандицева П. М. Уровень физического развития девочек 11–12 лет в процессе учебных занятий физической культурой, направленных на развитие выносливости // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2015. – № 2. – С. 22–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23102023
  19. Скляров Д. А., Скляров А. В., Мунчаев К. М. Дифференцированное развитие физических качеств у младших школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2015. – № 4 (33). – С. 81–85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25293888
  20. Спирин В. К., Болдышев Д. Н. Спортизация уроков физической культуры в качестве ведущего условия реализации здоровьеформирующей функции отечественной системы физкультурного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 2. – С. 49–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23464359
  21. Фирсин С. А. Инновационные формы и методы современного физического воспитания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 12. – С. 132–136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21075713
  22. Ячменев Н. В., Рубанович В. Б. Функциональные показатели кардиореспираторной системы и физическая работоспособность школьников 1–11-х классов при разных формах организации уроков физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 101–104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27390619
  23. Ячменев Н. В., Рубанович В. Б. Мониторинг физического здоровья школьников в зависимости от организации уроков физической культуры // Естественные науки. – 2016. – № 3 (56) – С. 78–85. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=27314885
  24. Folleto J. C., Pereira K. R. G., Valentini N. C. The effects of yoga practice in school physical education on children's motor abilities and social behavior // International Journal of Yoga. – 2016. – Vol. 9, Issue 2. – P. 156–162. DOI: http://dx.doi.org/10.4103/0973-6131.183717
  25. Fröberg A., Raustorp A., Pagels P., Larsson C., Boldemann C. Levels of physical activity during physical education lessons in Sweden // Acta Paediatrica. – 2017. – Vol. 106, Issue 1. – P. 135–141. PMID: 27537369 DOI: 10.1111/apa.13551 URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27537369
  26. Guerra S., Santos P., Ribeiro J. C., Duarte J. A., Mota J., Sallis J. F. Assessment of children’s and adolescents’ physical activity levels // European Physical Education Review. – 2003. – Vol. 9, Issue 1. – Р. 75–85. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1356336X03009001181
  27. Kenney E. L., Gortmaker S. L. United States Adolescents' Television, Computer, Videogame, Smartphone, and Tablet Use: Associations with Sugary Drinks, Sleep, Physical Activity, and Obesity // The Journal of Pediatrics. – 2017. – Vol. 182. – P. 144–149. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jpeds.2016.11.015
  28. Kudláček M., Frömel K., Jakubec L., Groffik D. Compensation for Adolescents’ School Mental Load by Physical Activity on Weekend Days // International Journal of Environmental Research Public Health. – 2016. – Vol. 13, Issue 3. – P. 308. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/ijerph13030308
  29. Molina-Garscía J., Queralt A., Estevan I., Sallis J. F. Ecological correlates of Spanish adolescents’ physical activity during physical education classes // European Physical Education Review. – 2016. – Vol. 22, Issue 4. – P. 479–489. DOI: https://doi.org/10.1177/1356336X15623494
  30. Passmore E., Donato-Hunt C., Maher L., Havrlant R., Hennessey K., Milat A., Farrell L. Evaluation of a pilot school-based physical activity challenge for primary students // Health Promotion Journal of Australia. – 2017. – Vol. 28, Issue 2. – P. 103–109. DOI: http://dx.doi.org/10.1071/HE16021
  31. Regis M. F., Oliveira L. M. F. T. de, Santos A. R. M. dos, Leonidio A. da C. R., Diniz P. R. B., Freitas C. M. S. M. de Urban versus rural lifestyle in adolescents: associations between environment, physical activity levels and sedentary behavior // Einstein (San Paulo). – 2016. – Vol. 14, № 4. – P. 461–467. DOI: http://dx.doi.org/10.1590/s1679-45082016ao3788
  32. Polo-Oteyza E., Ancira-Moreno M., Rosel-Pech C., Sánchez-Mendoza M. T., Salinas-Martínez V., Vadillo-Ortega F. An intervention to promote physical activity in Mexican elementary school students: building public policy to prevent noncommunicable diseases // Nutrition Reviews. – 2017. – Vol. 75, Issue suppl­_1. – P. 70–78. DOI: https://doi.org/10.1093/nutrit/nuw047
  33. Ruiz-Trasserra A., Pérez A., Continente X., O'Brien K., Bartroli M., Teixidó-Compaño E., Espelt A. Patterns of physical activity and associated factors among teenagers from Barcelona (Spain) in 2012 // Gaceta Sanitaria. – 2017. – Vol. 31, Issue 6. – P. 485–491. DOI: https://doi.org/10.1016/j.gaceta.2016.10.004
  34. Fairclough S. J., McGrane B., Sanders G., Taylor S., Owen M., Curry W.A non-equivalent group pilot trial of a school-based physical activity and fitness intervention for 10-11 year old english children: born to move // BMC Public Health. – 2016. – Vol. 16. – P. 861. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-016-3550-7
  35. Wilkinson S., Penney D., Allin L.Setting and within-class ability grouping: A survey of practices in physical education // European Physical Education Review. – 2016. – Vol. 22, Issue 3. – P. 336–354. DOI: https://doi.org/10.1177/1356336X15610784
Дата публикации 30.06.2018