Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 5, С. 191–208
УДК: 
373.21

Возможности оценки качества дошкольного образования с помощью методики ECERS -R в Казахстане

Ибрагимова Г. К. 1 (Караганда, Казахстан), Чеснокова Н. П. 1 (Караганда, Казахстан), Мирза Н. В. 2 (Караганда, Казахстан), Шкутина Л. А. 2 (Караганда, Казахстан)
1 Национальный центр повышения квалификации "Орлеу", Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области
2 Карагандинский государственный университет имени Академика Е.А.Букетова
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена исследованию проблемы оценки качества дошкольного образования. Цель статьи – обоснование применения методики ECERS-R для оценки качества дошкольного образования в Казахстане.
Методология. Работа основывается на анализе и обобщении методологической, педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследования, а также нормативных документов, регулирующих сферу дошкольного образования. Методы исследования включают: наблюдение, опросы, интервью, экспертный анализ и оценку, сопоставительный анализ. Представлен опыт использования методики для оценки качества дошкольного образования в Карагандинском регионе. В качестве методологических предпосылок применения методики ECERS-R рассматривается ряд исследовательских работ, в частности концепция «проектирования образовательной среды» В. Ясвина.
Результаты. Показана правомерность применения методики ECERS-R, адаптированной российскими учеными, для оценки качества дошкольного образования в Казахстане. Выявлено соответствие методики перспективным подходам к оценке качества дошкольного образования. Авторами статьи предлагается модель оценки развивающих компонентов дошкольной образовательной среды, которая показывает соотношение параметров среды со шкалами ECERS-R.
Проведен сопоставительный анализ качества дошкольного образования в Карагандинском регионе (Казахстан) и Москве (Россия).
Заключение. Обобщаются особенности применения методики ECERS-R в условиях Казахстана. Намечены перспективы применения методики ECERS-R в Казахстане для проведения «независимого аудита» и проектирования стратегий развития дошкольных организаций.

Ключевые слова: 

качество дошкольного образования; образовательная среда; условия развития дошкольников; интегративная методика ECERS-R; стандарт; модель оценки; критерии оценки качества

96.371 Child Care Subsidies | Early Childhood Education and Care | School Readiness

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Assessing the quality of preschool education in Kazakhstan using the ECERS-R

Библиографическая ссылка:
Ибрагимова Г. К., Чеснокова Н. П., Мирза Н. В., Шкутина Л. А. Возможности оценки качества дошкольного образования с помощью методики ECERS -R в Казахстане // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 5. – С. 191–208. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.12
Список литературы: 
  1. Bi Ying Hu, Xitao Fan, Yan Wu, Ning Yang. Are structural quality indicators associated with preschool process quality in China? An exploration of threshold effects // Early Childhood Research Quarterly. – 2017. – Vol. 40. – P. 163–173. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.03.006
  2. Biersteker L., Dawes A., Hendricks L., Tredoux C. Center-based early childhood care and education program quality: A South African study // Early Childhood Research Quarterly. – 2016. – Vol. 36. – P. 334–344. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2016.01.004
  3. Horm D. M., File N., Bryant D., Burchinal M., Raikes H., Forestieri N., Encinger A., Cobo-Lewis A. Associations between continuity of care in infant-toddler classrooms and child outcomes // Early Childhood Research Quarterly. – 2018. – Vol. 42. – P. 105–118. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.08.002  
  4. Le V. N., Schaack D. D., Setodji C. M. Identifying baseline and ceiling thresholds within the qualistar early learning quality rating and improvement system // Early childhood research quarterly. – 2015. – Vol. 30, Part B. – P. 215–226. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2014.03.003  
  5. Broekhuizen M. L., Mokrova I. L., Burchinal M. R., Garrett-Peters P. T. Classroom quality at pre-kindergarten and kindergarten and children’s social skills and behavior problems // Еarly Childhood Research Quarterly. – 2016. – Vol. 36. – P. 212–222. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2016.01.005
  6. Slot P. L., Leseman P. P. M., Verhagen J., Mulder H. Associations between structural quality aspects and process quality in Dutch early childhood education and care settings // Early Childhood Research Quarterly. – 2015. – Vol. 33. – P. 64–76. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2015.06.001
  7. Sheridan S., Giota J., Han Y.-M., Kwon J.-Y. A cross-cultural study of preschool quality in South Korea and Sweden: ECERS evaluations // Early Childhood Research Quarterly. – 2009. – Vol. 24, Issue 2. – P. 142–156. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2009.03.004
  8. Алиева Т. И., Трифонова Е. В., Васюкова Н. Е. Выстраивание и апробация моделей оценки качества дошкольного образования // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. – 2013. – № 3. – С. 108–118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20316793
  9. Богуславская Т. Н. Основные подходы и направления оценки качества современного дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 10 (70). – C. 16–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28416395
  10. Гогоберидзе А. Г., Езопова С. А. Основы разработки системы мониторинга качества дошкольного образования // Человек и образование. – 2012. – № 4 (33). – С. 81–85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18766262
  11. Ершов А. Г., Левинская М. А., Зинина Е. А. О модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования и некоторых направлениях её совершенствования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2013. – № 4. – C. 165–181. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21050803
  12. Зададаев С. А., Корнейчук А. Я., Леван Т. Н., Шиян И. Б., Шиян О. А. Построение экспресс-методик измерения индекса качества образования на основе шкал ECERS-R. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2018. – № 1 (43). – С. 72–85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32711561
  13. Лихачева Е. Н., Рымханова А. Р. Анализ вопроса управления качеством дошкольного образования на современном этапе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – С. 60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21451038
  14. Реморенко И. М., Шиян О. А., Шиян И. Б., Шмис Т. Г., Леван Т. Н., Козьмина Я. Я., Сивак Е. В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием "Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – № 2 (74). – С. 16–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28780532
  15. Слепцова И. Ф. Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – № 1 (83). – С. 30–37. DOI: https://doi.org/10.24411/1997-9657-2018-00003 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32330497
  16. Собкин В. С., Халутина Ю. А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – № 1 (83). – С. 6–18. DOI: https://doi.org/10.24411/1997-9657-2018-00001 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32330495
  17. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам: монография. – М.: Сфера, 2007. – 78 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19988556
  18. Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Проблемные ситуации как средство педагогической диагностики воспитателем личности дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 4 (66). – С. 24–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26397613
  19. Федина Н. В. Управление дошкольным образованием: оценка качества // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2012. – Т. 4, № 20. – С. 11–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20167061
  20. Шиян О. А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – № 5 (37). – С. 68–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19103591
  21. Шиян О. А., Воробьева Е. В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – № 7 (59). – С. 38–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25604986
  22. Шмис Т. Г. Оценка качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. - № 7 (59). – С. 54–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25604988
  23. Юдина Е. Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – № 7 (59). – С. 22–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25604984
  24. Ясвин В. А. Экологическая психология образования как направление психолого-педагогической науки // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. – 2013. – № 4 (26). – С. 42–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21023134&
Дата публикации 31.10.2018