Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.3, С.155-166
УДК: 
159.9

Возможность пластических перестроек в регуляции положения тела в пространстве у детей с трудностями в обучении 7-15 лет после двигательно-ритмического тренинга

Ефимова В. Л. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Николаева Е. И. 2 (Санкт-Петербург, Россия), Огородникова Е. А. 3 (Санкт-Петербург, Россия), Рябчикова Н. А. 4 (Москва, Россия)
1 детская неврологическая клиника "Прогноз"
2 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
3 федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт физиологии им. И. П. Павлова Российской академии наук
4 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Аннотация: 

Проблема и цель. В работе поднимается проблема развития интегративной деятельности мозга, регулирующей способность к сохранению динамического баланса при выполнении двигательной задачи, у школьников с трудностями в обучении. Цель исследования состояла в выявлении постуральных нарушений у школьников с трудностями в обучении и обосновании необходимости специальных тренингов для улучшения регуляции положения тела в пространстве и оценке их эффективности.
Методология. В исследовании приняли участие 56 школьников (возраст 5–15 лет; 40 мальчиков, 16 девочек). У всех испытуемых неврологом было диагностировано СРФШН (специфическое расстройство формирования школьных навыков). Дети были разделены на экспериментальную (26 человек) и контрольную (26 человек) группы по случайному признаку. Исследования и тренинги были назначены неврологом и проводились с письменного согласия родителей. Оценка динамического баланса испытуемых до и после тренинга проводилась с помощью системы цифровой постурографии. Протокол обследования генерировался автоматически. После проведения оценки, дети обеих групп участвовали в тренингах, которые продолжались 14 дней в режиме индивидуальных занятий по 2 часа. Испытуемые из экспериментальной группы прошли разработанный нами тренинг, включающий нейродинамическую гимнастику; тренинг на основе биологической обратной связи, разработанный компанией Interactive Metronome, США; БОС-тренинг Balance Master. Тренинг детей контрольной группы проводился только с помощью аппаратно-программного комплекса Balance Master, занятие длилось 45 минут.
Результаты. Полученные данные подтверждают наличие постуральных и ритмических дисфункций у школьников с трудностями в обучении. Разработанный нами комплексный тренинг оказался более эффективным, чем тренировки, направленные на формирование конкретного двигательного навыка.
Заключение. Наши данные свидетельствуют о том, что, с одной стороны, у детей с трудностями обучения в школе имели место и проблемы в контроле и регуляции позы. С другой стороны, целенаправленное обучение привело к существенному улучшению регуляции положения тела в пространстве у детей как пяти (в методике семи лет), так и 15 лет.

Ключевые слова: 

постуральные нарушения; трудности в обучении; учебные навыки; чтение; письмо; дети 5–15 лет; двигательно-ритмический тренинг

Список литературы: 
  1. Dellatolas G., Watier L., Le Normand M.-T., Lubart T., Chevrie-Muller C. Rhythm reproduction in kindergarten, reading performance at second grade, and developmental dyslexia theories // Archives of Clinical Neuropsychology. – 2009. – Vol. 24, Issue 6. – P. 555–563. DOI: https://doi.org/10.1093/arclin/acp044
  2. Thomson J. M., Goswami U. Rhythmic processing in children with developmental dyslexia: auditory and motor rhythms link to reading and spelling // Journal of Physiology-Paris. – 2008. – Vol. 102, № 1-3. – P. 120–129. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jphysparis.2008.03.007
  3. Carr K. W., White-Schwoch T., Tierney A. T., Strait D. L., Kraus N. Beat synchronization predicts neural speech encoding and reading readiness in preschoolers // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2014. – Vol. 111, № 40. – P. 14559–14564. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1406219111
  4. Shumway-Cook A., Horak F., Black F. O. A critical examination of vestibular function in motor-impaired learning-disabled children // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. – 1987. – Vol. 14, № 1. – P. 21–30. DOI: https://doi.org/10.1016/0165-5876(87)90046-2
  5. Surányi Z., Csépe V., Richardson U., Thomson J. M., Honbolygó F., Goswami U. Sensitivity to rhythmic parameters in dyslexic children: a comparison of Hungarian and English // Reading & Writing. – 2009. – Vol. 22, Issue 1. – P. 41–56. DOI: https://doi.org/10.1007/s11145-007-9102-x
  6. Wolff P. H. Timing precision and rhythm in developmental dyslexia // Reading and Writing. – 2002. – Vol. 15, № 1-2. – P. 179–206. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1013880723925
  7. Sussman D., Leung R. C., Chakravarty M. M., Lerch J. P., Taylor M. J. The developing human brain: age-related changes in cortical, subcortical, and cerebellar anatomy // Brain and Behavior. – 2016. – Vol. 6, Issue 4. – P. e00457. DOI: https://doi.org/10.1002/brb3.457
  8. Muneaux M., Ziegler J., Truc C., Thomson J., Goswami U. Deficits in beat perception and dyslexia: Evidence from French // NeuroReport. – 2004. – Vol. 15, Issue 8. – P. 1255–1259. – DOI: https://doi.org/10.1097/01.wnr.0000127459.31232.c4
  9. Verbecque E., Vereeck L., Hallemans A. Postural sway in children: A literature review // Author links open overlay panel. – 2016. – Vol. 49. – P. 402–410. DOI: https://doi.org/10.1016/j.gaitpost.2016.08.003  
  10. Mizusawa H., Jono Y., Iwata Y., Kinoshita A. Hiraoka K. Process of anticipatory postural adjustment and step movement of gait initiation // Human Movement Science. – 2017. – Vol. 52. – P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.1016/j.humov.2017.01.003  
  11. Franco E. S., Panhoca I. Vestibular function in children underperforming at school // Revista Brasilera de Otorrinolaringologia. – 2008. – Vol. 74, № 6. DOI: http://dx.doi.org/10.1590/S0034-72992008000600003
  12. Ефимова В. Л., Николаев И. В., Зартор А. С. Использование постурографической оценки в процессе организации педагогической помощи детям с трудностями в обучении // Сенсорные системы. – 2014. – Т. 28, № 3. – С. 45–51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22018507
  13. Hirabayashi S., Iwasaki Y. Developmental perspective of sensory organization on postural control // Brain & development. – 1995. – Vol. 17, Issue 2. – P. 111–113. DOI: https://doi.org/10.1016/0387-7604(95)00009-Z  
  14. Linardakis M., Trouli K., Chlapana E. Effects of a rhythm development intervention on the phonological awareness in early childhood // International proceedings of economics development and research. – 2014. – Vol. 78. – P. 49–53. DOI: https://doi.org/10.7763/IPEDR.2014.V78.10 URL: http://www.ipedr.com/vol78/010-ICSEP2014-S00028.pdf
  15. Rine R. M., Wienner-Vacher S. Evaluation and treatment of vestibular dysfunction in children // Neurorehabilitation. – 2013. – Vol. 32 (3). – P. 507–518. PMID: 23648605 DOI: https://doi.org/10.3233/NRE-130873
  16. Blair C., Raver C. C. School Readiness and Self-Regulation: A Developmental Psychobiological Approach // Annual Review of Psychology. – 2015. – Vol. 66. – P. 711–731. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010814-015221
  17. Bourelle S., Dey N., Sifaki-Pistolla D., Berge B., Gautheron V., Cottalorda J., Taiar R. Computerized static posturography and laterality in children. Influence of age // Acta of Bioengineering and Biomechanics. – 2017. – Vol. 19, № 2. – P. 129–139. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28869624
  18. Westcott S. L., Crowe T. K., Deitz J. C., Richardson P. K. Test-retest reliability of the pediatric clinical test of sensory interaction for balance (P-CTSIB) // Physical & Occupational Therapy In Pediatrics. – 1994. – Vol. 14, № 1. – P. 1–22. DOI: https://doi.org/10.1080/J006v14n01_01
  19. David D., WadeWoolley L., Kirby J. R., Smithrim K. Rhythm and reading development in school-age children: A longitudinal study // Journal of Research in Reading. – 2007. – Vol. 30, Issue 2. – P. 169–183. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9817.2006.00323.x
  20. Flaugnacco E., Lopez L., Terribili Ch., Zoia S., Buda S., Tilli S., Monasta L., Montico M., Sila A., Ronfani L., Schön D. Rhythm perception and production predict reading abilities in developmental dyslexia // Frontiers in Human Neuroscience. – 2014. – Vol. 8. – P. 392. DOI: https://doi.org/10.3389/fnhum.2014.00392
  21. Gordon R. L., Shivers C. M., Wieland E. A., Kotz S. A., Yoder P. J., McAuley J. D. Musical rhythm discrimination explains individual differences in grammar skills in children // Developmental science. – 2015. – Vol. 18, Issue 4. – P. 635–644. DOI: https://doi.org/10.1111/desc.12230  
  22. Bouwer F., Werner C., Knetelmann M., Honing H. Disentangling beat perception from sequential learning and examining the influence of attention and musical abilities on ERP responses to rhythm // Neuropsychologia. – 2016. – № 85. – P. 80–90. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2016.02.018
  23. Ozerov-Palchik O., Wolf M., Patel A. D. Relationships between early literacy and nonlinguistic rhythmic processes in kindergarteners // Journal of Experimental Child Psychology. – 2018. – № 167. – P. 354–368. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.11.009
  24. Schön D., Tillmann B. Short- and long-term rhythmic interventions: perspectives for language rehabilitation // Annals of the New York academy of sciences. – 2015. – Vol. 1337, № 1. – P. 32–39. DOI: https://doi.org/10.1111/nyas.12635
Дата публикации 30.06.2018