Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 3, С. 124–138
УДК: 
378

Исследование причин выбора российского регионального вуза иностранными студентами

Салосина И. В. 1 (Томск, Россия), Охорзина Ю. О. 1 (г. Томск, Россия)
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье ставится проблема комплексного исследования причин выбора российского регионального вуза иностранными студентами из стран дальнего зарубежья с учётом этнокультурных особенностей обучающихся. Цель исследования: выявить и обосновать причины выбора регионального университета гражданами иностранных государств, представителями различных культур стран Юго-Восточной Азии, Африки, Европы.
Методология. Для решения поставленной проблемы используется качественный анализ результатов полуформализованного интервью, проведенного среди иностранных студентов Томского политехнического университета. Этот подход был выбран в связи с необходимостью детальной интерпретации ответов на открытые вопросы с целью выявления и систематизации доминирующих тенденций и разработки опросника для проведения дальнейшего количественного исследования. Выборка составлялась с учётом включения различных этнических групп студентов университета. В интервью приняли участие 27 студентов из стран дальнего зарубежья. Выборка строилась методом «снежного кома». Основной принцип составления – принадлежность респондентов к различным этническим группам: 9 человек – граждане стран Юго-Восточной Азии (Китай, Вьетнам, Монголия, Южная Корея, Малайзия), 9 – из стран Африки (Замбия, Зимбабве, Конго, Гана), 9 – из стран Европы (Франция, Дания, Швейцария). При формировании вопросов интервью использованы данные, полученные зарубежными исследователями S. Z. Ahmad, F. R. Buchanan и др.
Результаты. Авторами проведено исследование причин выбора регионального российского вуза иностранными студентами. Выявлены следующие значимые факторы выбора Томска: безопасность среды проживания и обучения, межличностные и межкультурные отношения, фактор перспективы использования русского языка в дальнейшей работе/жизни, удовлетворение познавательных потребностей в изучении культуры России как страны изучаемого языка и т. д. Выявлена зависимость причин выбора регионального университета от этнокультурной принадлежности студентов, в связи с чем выделены три группы респондентов: студенты из стран Юго-Восточной Азии, Африки, Европы.
Заключение. По результатам исследования сформирован перечень причин, определивших выбор регионального университета иностранными студентами, и сделан вывод о дифференциации факторов выбора в соответствии с этнокультурной принадлежностью респондентов.

Ключевые слова: 

высшее образование; иностранные студенты; выбор студентов; причины выбора; этнокультурные различия; мотивация; выбор места обучения; международное образование

97.792 International Students | Acculturative Stress | Studies Abroad

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Investigating the factors influencing university choice for international students (with the main focus on a Russian regional university)

Библиографическая ссылка:
Салосина И. В., Охорзина Ю. О. Исследование причин выбора российского регионального вуза иностранными студентами // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 124–138. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.09
Список литературы: 
  1. Дементьева С. В. Вузы России как механизм адаптации мигрантов (в контексте социологического и философского анализа) // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – Т. 313, № 6. – С. 158–164. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11901139
  2. Гузарова Н. И., Кашкан Г. В., Шахова Н. Б. Предмагистерская подготовка иностранных граждан // Высшее образование в России. – 2013. – № 2. – С. 84–89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18799063
  3. Филимонова Н. Ю., Романюк Е. С. Китайский студенты в вузах России // Высшее образование в России. – 2014. – № 8-9. – С. 76–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22409204
  4. Пашкова М. Н. Проблемы обучения иностранных студентов технических вузов России аудированию и конспектированию лекций по профилю будущей специальности // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 7. – С. 58–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21565826
  5. Цепилова А. В., Михалёва Л. В. Иноязычная профессионально-коммуникативная компетентность будущего инженера как результат интеграции его профессиональных компетенций и коммуникативных умений (на примере специальности «Электроника и автоматика физических установок») // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2016. – № 2. – С. 64–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25470956
  6. Батраева О. М., Савельева О. В., Ширяева Е. В. Адаптация иностранных студентов в техническом вузе: программа педагогической поддержки (из опыта работы) // Высшее образование сегодня. – 2016. – № 3. – С. 34–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25775662
  7. Моднов С. И., Ухова Л. В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 1, № 2. – С. 111–115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20386715
  8. Авдеева И. Б. Изучение русского языка с позиций когнитивистики иностранными аспирантами из Вьетнама на начальном и продвинутом этапах // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2014. – № 10. – С. 92–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22293916
  9. Васильева Т. В., Левина Г. М., Ускова О. А. Ещё раз о коммуникативной компетенции: возвращение к истокам // Русский язык за рубежом. – 2012. – № 4 (233). – С. 17–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17897517
  10. Васильева Т. В., Ускова О. А. Развитие системы преподавания РКИ – основа конкурентоспособности Российского образования // Русский язык за рубежом. – 2017. – № 5. – С. 100–104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30508440
  11. Балыхина Т. М., Черкашина Т. Т. Поликультурный и полилингвальный формат иноязычного образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2015. – № 1. – С. 42–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23133747
  12. Balykhina T. M., Fedorenkov A. D. The Evolution of Pedagogical Mobility and Innovation Mobile Linguodidactics (In the Information-Educational Environment of Learning Russian as a Foreign Language) // Russian Linguistic Bulletin. – 2016. – Vol. 2 (6). – P. 113–114. DOI: https://dx.doi.org/10.18454/RULB.6.02
  13. Commander N., Zhao Y., Gallagher P., You Y. Cross-national online discussions: international learning experiences with American and Chinese students in higher education // Innovations in Education and Teaching International. – 2016. – Vol. 53, Issue 4. – P. 365–374. DOI: https://doi.org/10.1080/14703297.2015.1006524
  14. Yang J., Kinshuk, Yu H., Chen S.-J., Huang R. Strategies for Smooth and Effective Cross-Cultural Online Collaborative Learning // Journal of Educational Technology & Society. – 2014. – Vol. 17 (3). – P. 208–221. URL: http://www.jstor.org/stable/jeductechsoci.17.3.208
  15. Deng L., Chen Y.-H., Li S. C.  Supporting cross-cultural online discussion with formal and informal platforms: a case between Hong Kong and Taiwan // Research and Practice in Technology Enhanced Learning. – 2017. – № 12. – P. 5. DOI: https://doi.org/10.1186/s41039-017-0050-z
  16. Gram M., Jæger K., Liu J., Qing L., Wu X. Chinese students making sense of problem-based learning and Western teaching – pitfalls and coping strategies // Teaching in Higher Education. – 2013. – Vol. 18, Issue 7. – P. 761–772. DOI: https://doi.org/10.1080/13562517.2013.836096
  17. Heng T. T. Different is not deficient: contradicting stereotypes of Chinese international students in US higher education // Studies in Higher Education. – 2018. – Vol. 43, Issue 1. – P. 22–36. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1152466
  18. Chen R. T.-H. East-Asian teaching practices through the eyes of Western learners // Teaching in Higher Education. – 2014. – Vol. 19 (1). – P. 26–37. DOI: https://doi.org/10.1080/13562517.2013.827652
  19. Yang Y., Badger R. How IELTS preparation courses support students: IELTS and academic socialization // Journal of Further and Higher Education. – 2015. – Vol. 39, Issue 4. – P. 438–465. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2014.953463  
  20. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – № 2. – С. 3–18. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2016.02.03
  21. Ahmad S. Z., Buchanan F. R. Motivation factors in students decision to study at international branch campuses in Malaysia // Studies in Higher Education. – 2017. – Vol. 42, Issue 4. – P. 651–668. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2015.1067604
  22. Ahmad S. Z., Hussain M.  An investigation of the factors determining student destination choice for higher education in the United Arab Emirates // Studies in Higher Education. – 2017. – Vol. 42, Issue 7. – P. 1324–1343. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2015.1099622
  23. Ahmad S. Z., Hussain M. The analytic hierarchy process of the decision-making factors of African students in obtaining higher education in the United Arab Emirates // Compare: A Journal of Comparative and International Education. – 2017. – Vol. 47, Issue 2. – P. 163–176. DOI: https://doi.org/10.1080/03057925.2016.1171703
  24. Wilkins S., Huisman J. Factors affecting university image formation among prospective higher education students: the case of international branch campuses // Studies in Higher Education. – 2015. – Vol. 40, Issue 7. – P. 1256–1272. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2014.881347
  25. Степанова Б. Б. Сравнительный анализ причин учебной миграции иностранных студентов в вузы России // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 14-1. – С. 67–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24164122
Дата публикации 30.06.2018