Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.3, С.181-197
УДК: 
612.8+159.952

Особенности психофизиологических показателей студентов с признаками дефицита внимания в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок

Харина И. Ф. 1 (Челябинск, Россия), Звягина Е. В. 1 (Челябинск, Россия), Быков Е. В. 1 (Челябинск, Россия), Макунина О. А. 1 (Челябинск, Россия)
1 ФГБОУ ВО "Уральский государственный университет физической культуры"
Аннотация: 

Проблема и цель. Студенты с признаками дефицита внимания отличаются психофизиологическими особенностями, особенно необходимыми в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок. В статье представлены результаты исследования по изучению особенностей психофизиологических показателей у студентов с признаками дефицита внимания университета физической культуры. Целью исследования является изучение психофизиологических особенностей и адаптации студентов с признаками дефицита внимания, обучающихся в университете физической культуры.
Методология. Исследование проводилось с помощью теста Тулуз-Пьерона, который является одним из вариантов корректурной пробы, общий принцип которого сводится к дифференцированию стимулов, близких по форме и содержанию в течение точно определенного времени. Первично оцениваются свойства внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), вторично – точность и надежность переработки информации. Всего обследовано 154 студента I–III курсов. Психофизиологические показатели оценивали методиками ПЗМР и теппинг-тестом. Оценку адаптации определяли по формуле Р. М. Баевского.
Результаты. В ходе исследования установлено, что скорость работы студентов не соответствует возрастным нормам: низкая скорость определена у 35,06 % студентов; средняя скорость характерна для 45,45 % студентов; наличие признаков дефицита внимания отмечается у студентов II и III курсов обучения и составляет 8,82 и 9,62 % соответственно. Высокая точность выявлена у 44,16 % (68 студентов).
Психофизиологические характеристики обследуемых студентов соответствуют возрастным нормам и не имеют различий между студентами в зависимости от свойств внимания. Однако значимый разброс коэффициентов вариации психофизиологических показателей может свидетельствовать о разных причинах дефицита внимания студентов. Студенты с признаками дефицита внимания испытывают напряжение механизмов адаптации.
Заключение. В статье предложены рекомендации для студентов и преподавателей, способствующие усвоению учебного материала и повышению качества обучения. Исследование будет продолжено в аспекте выявления причин дефицита внимания и изучения нейрофизиологических особенностей у студентов в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок.

Ключевые слова: 

мониторинг здоровья; дефицит внимания; свойства внимания; студенты-спортсмены; тест Тулуз-Пьерона; адаптация; психофизиологические особенности.

Список литературы: 
  1. Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: медико-биологические науки. − 2014. − № 1. − С. 31–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21455739  
  2. Самарский Д. М., Бугаец Я. Е., Сосновская И. В., Трембач А. Б. Комплексный анализ невнимательности, импульсивности и гиперактивности у лиц с СДВГ юношеского и зрелого возраста // Фундаментальные исследования. − 2012. − № 9-1. − С. 65–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17881261
  3. Трембач А. Б., Бугаец Я. Е., Самарский Д. М., Толоконникова В. А. Нормативные значения невнимательности, импульсивности и гиперактивности у лиц юношеского и зрелого возраста // Физическая культура, спорт – наука и практика. − 2011. − № 1. − С. 69–74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16516516
  4. Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю., Яковенко Е. А., Никишена И. С., Анисимова Т. И. Синдром дефицита внимания у взрослых: клинико-психофизиологические проявления // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: медико-биологические науки. − 2014. − № 1. − С. 65–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21455743  
  5. Gray S. A., Fettes P., Woltering S., Mawjee K., Tannock R. Symptom Manifestation and Impairments in College Students With ADHD // Journal of Learning Disabilities. – 2016. – Vol. 49, Issue 6. – P. 616–630. DOI: https://doi.org/10.1177/0022219415576523  
  6. Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю., Яковенко Е. А., Кропотов Ю. Д., Сергеев А. В. Диагностика и лечение когнитивных нарушений при синдроме дефицита внимания у взрослых // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. – 2017. – Т. 117, № 5. – С. 9–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29384448  DOI: https://doi.org/10.17116/jnevro2017117519-13  
  7. Нуреев И. Т., Циркин В. И., Злоказова М. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, его диагностика и влияние на успешность образовательной деятельности студентов (обзор литературы) // Вятский медицинский вестник. − 2012. − № 1. − С. 60–66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17660742
  8. Попова О. В., Циркин В. И., Нуреев И. Т., Злоказова М. В., Трухина С. И. Влияние милдроната на состояние центральной нервной системы у студентов с признаками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Вестник Нижегородского университета им. Н.  И.  Лобачевского. − 2010. − № 6. − С. 105–112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15613648
  9. Попова О. В., Нуреев И. Т., Трухина С. И., Шушканова Е. Г., Трухин А. Н., Циркин В. И., Злоказова М. В. Особенности высших психических функций, электрической активности мозга и успешность обучения подростков и студентов с признаками СДВГ // Вятский медицинский вестник. − 2009. − № 2-4. − С. 77–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17889612
  10. Жинжило Е. В., Слепкова Н. В., Худина Ю. С., Дмитриев М. Н. Некоторые критерии диагностики СДВГ и коморбидных проявлений у студентов // Архивъ внутренней медицины. − 2016. − № S1. − С. 106–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25910231
  11. Звягина Е. В., Харина И. Ф. Интегрированный аспект изучения синдрома дефицита внимания и гиперактивности: анатомо-морфологический и психолого-педагогический ракурс // Научно-педагогическое обозрение. − 2016. − № 2 (12). − С. 46–51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26146250
  12. Звягина Е. В., Харина И. Ф. Психофизиологические методы изучения свойств внимания как основа выявления синдрома дефицита внимания у студентов вуза физической культуры // Научно-педагогическое обозрение. − 2017. − № 2 (16). − С. 31–36. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2017-2-31-36
  13. Звягина Е. В., Харина И. Ф. Синдром дефицита внимания как явление у студенческой молодежи, занимающейся различными видами спортивной деятельности // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. − 2017. − Т. 15, № 3. − С. 52–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29411946
  14. Darcq E., Kieffer B. L. PIЗK signaling in the locus coeruleus: a new molecular pathway for ADHD research // EMBO Molecular Medicine. − 2015. − Vol. 7, № 7. − P. 859–861. DOI: https://doi.org/10.15252/emmm.201505266
  15. Banerjee E., Nondagopal K. Does serotonin deficit mediate susceptibility to AHD? // Neurochemistry International. − 2015. − Vol. 82. − P. 52–68. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neuint.2015.02.001
  16. Baroni A., Castellanos F. X. Stimulants, cognition and ADHD // Current Opinion in Behavioral Sciences. − 2015. − Vol. 4. − P. 109–114. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cobeha.2015.04.010
  17. Arnold L. E., Hodgkins P., Caci H., Kahle J., Young S. Effect of treatment modality on long-term outcomes in attention-deficit/hyperactivity disorder: a systematic review // PLoS One. – 2015. – Vol. 10 (2). – P. e0116407. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0116407
  18. Glozman J. M., Shevchenko I. A. Executive function in children with ADHD // Psychology and Neuroscience. − 2014. − Vol. 7, № 4. − P. 453–460. DOI: https://doi.org/10.3922/j.psns.2014.4.04
  19. Solovieva Y., Rojas L. Q. Syndromic analysis of ADHD at preschool according to A.R. Luria concept // Psychology and Neuroscience. − 2014. − Vol. 7, № 4. − P. 443–452. DOI: https://doi.org/10.3922/j.psns.2014.4.03
  20. Arns M., Heinrich H., Strehl U. Evaluation of neurofeedback in ADHD: the long and winding road // Biological Psychology. − 2014. − Vol. 95. − P. 108–115. DOI: https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2013.11.013
  21. Johnson M. R. Fear of stimulant therapy for children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder // Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. – 2015. – Vol. 25, Issue 2. – P. 182. DOI: https://doi.org/10.1089/cap.2014.0117
  22. Ozdemir S. The effects of the first step to success program on academic engagement behaviors of Turkish students with attention-deficit/hyperactivity disorder // Journal of Positive Behavior Interventions. − 2011. − Vol. 13, № 3. − P. 168–177. DOI: https://doi.org/10.1177/1098300710373503
  23. Matza L. S., Devine M. K., Haynes V. S., Davies E. W., Kostelec J. M., Televantou F., Jordan J. B. Health state utilities associated with adult attention-deficit/hyperactivity disorder // Patient Preference and Adherence. − 2014. − Vol. 8. − С. 997–1006. DOI: https://doi.org/10.2147/PPA.S62776
  24. Федотчев А. И., Земляная А. А., Полевая С. А., Савчук Л. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и современные возможности его лечения методом нейробиоуправления // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. – 2016. – Vol. 116, № 5. – С. 98–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26165419  DOI: https://doi.org/10.17116/jnevro20161165198-101
  25. Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю., Анисимова Т. И. Диадный подход к лечению синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. – 2017. – Т. 117, № 2. – С. 81–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28843319  DOI: https://doi.org/10.17116/jnevro20171172181-84
  26. Быков Е. В., Макунина О. А., Коломиец О. И., Коваленко А. Н. Организация мониторинга состояния здоровья студентов в Уральском государственном университете физической культуры // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. − 2017. – Т. 13, № 1. − С. 3–9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28201220
  27. Коваленко А. Н., Быков Е. В. Цели и задачи программы «Мониторинг состояния здоровья студентов университета физической культуры» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. − 2016. − № 9. − С. 66–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27515512
  28. Айзман Р. И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 5 (26). – С. 72–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24346188
  29. Мачинская Р. И. Управляющие системы мозга // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. − 2015. − Т. 65, № 1. − С. 33. DOI: https://doi.org/10.7868/S0044467715010086  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22995553  
  30. Семенова О. А., Мачинская Р. И. Влияние функционального состояния регуляторных систем мозга на эффективность произвольной организации когнитивной деятельности у детей. Сообщение II. Нейропсихологический и электроэнцефалографический анализ состояния регуляторных функций мозга у детей предподросткового возраста с трудностями учебной адаптации // Физиология человека. − 2015. − Т. 41, № 5. − С. 28. DOI: https://doi.org/10.1134/S0362119715050126   
Дата публикации 30.06.2018