Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.1, С.60-72
УДК: 
376+37.0

Механизмы включения родителей в практику инклюзивного образования

Лаврентьева З. И. 1 (Новосибирск, Россия)
1 доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии, Институт истории, гуманитарного и социального образования
Аннотация: 

Проблема и цель. Интенсивное развитие инклюзии в современном обществе требует поиска новых способов включения родителей в практику инклюзивного образования. Целью статьи является научное обоснование механизмов привлечения родителей к жизнедеятельности инклюзивных образовательных организаций и определение педагогических средств расширения инклюзивного сознания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методология. Изучение, интерпретация и сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы опирается на идеи инклюзии как культурной дефиниции, представляющей собой образ мышления и стиль межличностных отношений, направленный на перестройку восприятия окружающих людей с точки зрения полезности (пригодности) и идентичности на точку зрения благотворности и уникальности (Е. Л. Яковлева). Антропологический подход позволяет рассматривать инклюзивное образование как естественное право каждого человека на развитие. Социокультурный подход открывает возможность исследования способов вовлечения родителей в создание и распространение практики инклюзивного образования.
Результаты. Автор статьи выявил, что в России отмечается рост скрытого сопротивления родителей, воспитывающих детей с нарушением развития, идеям инклюзивного образования. Доказано, что необходимо внедрять педагогические механизмы привлечения родителей к развитию инклюзивного образования. Автор обосновал актуальность механизмов включения родителей в практику инклюзивного образования: 1) формирование интереса к опыту инклюзивного образования; 2) наращивание и распространение доверия к практике инклюзивного образования; 3) осознание индивидуальной ценности инклюзивного образования, включение ценности инклюзивной практики в иерархию личных ценностей родителей.
Заключение. Предложенные механизмы являются научно обоснованными и способствуют осознанному включению родителей в практику инклюзивного образования и распространению инклюзивной культуры в российском обществе.

Ключевые слова: 

инклюзия; инклюзивная культура; инклюзивное сознание; инклюзивное образование; практика инклюзивного образования; родители; дети с особенностями развития

Список литературы: 
  1. Ainscow M., Miles S. Making Education for All inclusive: where next? // Prospects. – 2008. – Vol. 38, Issue 1. – P. 15–34. DOI: https://doi.org/10.1007/s11125-008-9055-0
  2. Carter E. W., Asmus J., Moss C. K., Biggs E. E., Bolt D. M., Born T. L., Brock M. E., Cattey  G.  N., Chen R., Cooney M., Fesperman E., Hochman J. M., Huber H. B., Lequia J. L., Lyons G., Moyseenko K. A., Riesch L. M., Shalev R. A., Vincent L. B., Weir K. Randomized Evaluation of Peer Support Arrangements to Support the Inclusion of High School Students With Severe Disabilities // Exceptional Children. – 2016. – Vol. 82, Issue 2. – P. 209–233. DOI: https://doi.org/10.1177/0014402915598780
  3. Choi J. H., Meisenheimer J. M., McCart A. B., Sailor W. Improving Learning for All Students Through Equity-Based Inclusive Reform Practices: Effectiveness of a Fully Integrated Schoolwide Model on Student Reading and Math Achievement // Remedial and Special Education. – 2016. – Vol. 38, Issue 1. – P. 28–41. DOI: https://doi.org/10.1177/0741932516644054
  4. Haber M. G., Mazzotti V. L., Mustian A. L., Rowe D. A., Bartholomew A. L., Test D. W., Fowler C. H. What works, when, for whom, and with whom: A meta-analytic review of predictors of postsecondary success for students with disabilities // Review of Educational Research. – 2016. – Vol. 86, Issue 1. – P. 123–162. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654315583135
  5. Haines S. J., Gross J. M. S., Blue-Banning M., Francis G. L., Turnbull A. P. Fostering family-school and community-school partnerships in inclusive schools: Using practice as a guide // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. – 2015. – Vol. 40, Issue 3. – P. 227–239. DOI: https://doi.org/10.1177/1540796915594141
  6. Kavale K. A. Mainstreaming to Full Inclusion: From Orthogenesis to Pathogenesis of an Idea // International Journal of Disability, Development and Education. – 2002. – Vol. 49, № 2. – P. 201–214. ERIC Number: EJ650505 URL:  https://eric.ed.gov/?id=EJ650505
  7. Kurth J. A., Lyon K. J., Shogren K. A. Supporting Students With Severe Disabilities in Inclusive Schools: A Descriptive Account From Schools Implementing Inclusive Practices // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. – 2015. – Vol. 40, Issue 4. – P. 261–274. DOI: https://doi.org/10.1177/1540796915594160
  8. Marimuthu S., Cheong L. S. Inclusive Education for Social Transformation // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 172. – P. 317–322. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.370
  9. McLeskey J., Waldron N. L., Redd L. A case study of a highly effective, inclusive elementary school // Journal of Special Education. – 2014. – Vol. 48, Issue 1. – P. 59–70. DOI: https://doi.org/10.1177/0022466912440455
  10. Orlando A.-M., Klinepeter E., Foster M. Retrospectives on factors influencing inclusive opportunities for college students with extensive support needs // International Journal of Inclusive Education. – 2016. – Vol. 20, Issue 12. – P. 1239–1251. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2016.1159255
  11. Sailor W. Equity as a basis for inclusive educational systems change // Australasian Journal of Special Education. – 2017. – Vol. 41, Issue 1. – P. 1–17.  DOI: https://doi.org/10.1017/jse.2016.12
  12. Shogren K. A., Gross J. M. S., Forber-Pratt A. J., Francis G. L., Satter A. L., Blue-Banning  M., Hill C. The Perspectives of Students With and Without Disabilities on Inclusive Schools // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. – 2015. – Vol. 40, Issue 4. – P. 243–260. DOI: https://doi.org/10.1177/1540796915583493
  13. Shogren K. A., McCart A. B., Lyon K. J., Sailor W. S. All means all: Building knowledge for inclusive schoolwide transformation // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. – 2015. – Vol. 40 (3). – P. 173–191. DOI: https://doi.org/10.1177/1540796915586191
  14. Адеева Т. Н. Проблемные аспекты и факторы готовности к инклюзивному образованию педагогов и родителей // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 4. – С. 129–135.
  15. Адеева Т. Н. Проблемные аспекты психологической готовности педагогов к инклюзивному образованию // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – С. 57–61.
  16. Алехина С. В. Инклюзивное образование: иллюзия или реальность? // Сибирский вестник специального образования. – 2017. – № 1 (19). – С. 4–7.
  17. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 1. – C. 136–145. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210112
  18. Богданова Е. В. Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2015. – Т. 21, № 3. – С. 158–160.
  19. Дегтярева Л. И., Петрова Е. Э., Чепель Т. Л. Инклюзивное обучение детей с РАС в школе «Аврора»: опыт, внушающий надежду // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – №  2. (42). – С. 58–66.
  20. Казанцева В. А., Биляченко М. А. Инклюзивное образование как потребность современного общества // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – Т. 38. – С. 23–27.
  21. Ковалёв С. Э. Инклюзивное образование: возможности и пределы // Академия профессионального образования. – 2017. – № 1 (67). – С. 18–23.
  22. Мальцева А. П., Поляков С. Д., Семикашева И. А., Силакова М. М., Еремина Л. И. Социальное доверие как новое направление исследований в педагогике // Поволжский педагогический поиск. – 2017. – № 1 (19). – С. 38–44.
  23. Полянская С. В. Инклюзивное образование как механизм развития современного общества // Региональное образование: Современные тенденции. – 2016. – № 2 (29). – С. 103–110.
  24. Хруль О. С. Педагогическое сопровождение детей и родителей в условиях инклюзивного образования // Устойчивое развитие науки и образования. – 2017. – № 3. – С. 141–145.
  25. Яковлева Е. Л. Проникая в миры инклюзии: монография. – Казань: Познание, 2015. – 224 с. 
Дата публикации 28.02.2018