Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.3, С.23-36
УДК: 
37.012.85

Креативное обучение на курсах повышения квалификации преподавателей информатики высших образовательных учреждений

Закирова Ф. М. 1 (Ташкент, Узбекистан), Позилова Ш. Х. 2 (Ташкент, Узбекистан)
1 Отраслевой центр повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров при Ташкентском университете информаионных технологий по имени Мухаммада ал-Харазмий
2 Ташкентский Университет Информационных Технологии по имени Мухаммада ал-Хоразмий
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена решению проблемы развития креативности педагогических кадров в системе повышения квалификации с учетом новых тенденций в области развития профессионально-педагогических компетенций. Цель статьи – выявить организационно-педагогические условия внедрения креативного обучения на курсах повышения квалификации преподавателей информатики.
Методология. Основывается на анализе и обобщении научно-исследовательских работ, значимость которых в сфере креативного обучения и повышения квалификации педагогических кадров признана научным сообществом. Методы исследования включают анализ научно-методической литературы, сравнение технологий обучения, обобщение педагогического опыта, статистическую обработку результатов педагогического эксперимента.
Результаты. На основе анализа понятийного аппарата с психолого-педагогических позиций определены характерные черты креативного обучения для системы повышения квалификации педагогических кадров. Организационно-педагогические условия внедрения креативного обучения в систему повышения квалификации исходят из специфики профессионально-педагогической деятельности преподавателя информатики, а именно: высокая мотивация к инновациям в области информационно-коммуникационных технологий; направленность на компетентно-ориентированную работу с информационными проектами; применение инновационных форм, креативных методов и электронных средств обучения. Предлагается совершенствовать содержание курсов повышения квалификации преподавателей информатики путем выделения отдельного учебного модуля по развитию креативности, а также путем внедрения методики креативного повышения квалификации преподавателей информатики, которая основывается на том, что во время обучения на курсах повышения квалификации слушатели на основе переживания существующих профессионально-методических проблем и их критического анализа открывают инновационные знания и оригинальные методические приёмы, а также апробируют их в ходе выполнения проектов. Обосновано, что внедрение методики креативного обучения преподавателей информатики на курсах повышения квалификации позволяет не только увеличить эффективность повышения квалификации, но и эффективно решить возникшие в практике обучения профессионально-методические проблемы.
Заключение. Исследование с математико-статистическим анализом данных подтвердило, что внедрение методики креативного обучения в систему повышения квалификации педагогических кадров является эффективной моделью по улучшению профессионально-педагогических компетенций преподавателей информатики.

Ключевые слова: 

преподаватель информатики; повышение квалификации; креативность; креативное обучение; организационно-педагогические условия; информационно-коммуникационные технологии; методика обучения; содержание учебного модуля; профессионально-педагогические компетенции

Список литературы: 
  1. Остроумов А. И., Остроумова О. Ф. Креативность и креативное обучение как слагаемые модернизации образования в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 2-1. – С. 149–153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20796770
  2. Акешова М. М., Акешова Н. М., Сеитбеккызы А. С. Психолого-педагогические основы развития креативности // Наука и мир. – 2016. – Т. 3, № 2. – С. 37–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25688672
  3. Королева Л. Ю. Проблема формирования креативной личности в психолого-педагогических исследованиях // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2016. – № 2 (38). – С. 212–223. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26637440
  4. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования: монография. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18805712
  5. Jeffrey B., Craft A. Teaching creatively and teaching for creativity: distinctions and relationships // Educational Studies. – 2004. – Vol. 30, Issue 1. – P. 77–87. DOI: https://doi.org/10.1080/0305569032000159750
  6. Rinkevich J. L. Creative Teaching: Why it Matters and Where to Begin // Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. – 2011. – Vol. 84, Issue 5. – P. 219–223. DOI: https://doi.org/10.1080/00098655.2011.575416
  7. Glăveanu V. P., Sierra Z., Tanggaard L. Widening our understanding of creative pedagogy: a North–South dialogue // Education 3-13: International Journal of Primary, Elementary and Early Years Education. – 2015 – Vol. 43, Issue 4. – P. 360–370. DOI: https://doi.org/10.1080/03004279.2015.1020634  
  8. Kholodnaya M. A. Intelligence, Creativity, Learning Capability: Resource Approach (on Development of V. N. Druzhinin’s Ideas) // Social Sciences. – 2016. – Vol. 47, Issue 2. – P. 80–94. DOI: https://doi.org/10.21557/SSC.46698030
  9. HwangS. Y. Rethinking creativity: Present in expression increative learning communities // Educational Philosophy and Theory. – 2017. – Vol. 49, Issue 3. – P. 220–230. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2016.1225559
  10. Антонова Е. E. Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одаренности // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 12. – С. 92–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17062443
  11. Цветкова Я. А. Особенности взаимосвязи креативности личности и профессиональной успешности учителей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2016. – № 3. – С. 249–254. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27126607
  12. Selkrig M., Keamy K. Creative pedagogy: a case for teachers’ creative learning being at the center // Teaching Education. – 2017. – Vol. 28, Issue 3. – P. 317–332. DOI: https://doi.org/10.1080/10476210.2017.1296829
  13. Кострюков А. В., Мирошникова Д. В. Подходы к рассмотрению креативности в педагогической практике будущих учителей // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 2 (177). – С. 83–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23752478
  14. Daly Sh. R., Mosyjowski E. A., Oprea S. L., Huang-Saad A., Seifert C. M. College students’ views of creative process instruction across disciplines // Thinking Skills and Creativity. – 2016. – Vol. 22. – P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2016.07.002  
  15. Аксенова М. А., Дронова Н. А., Швайдак В. В., Шурупова А. С., Турина М. А. Креативное обучение: от знаний к компетенциям через интерактивные технологии // Преподаватель XXI век. – 2014. – Т. 1, № 3. – С. 72–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22993697
  16. Мамыкин И. П. На пути к креативному обучению: вопросы методологии и методики // Философские традиции и современность. – 2015. – № 2 (8). – С. 97–103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25447757
  17. SaebøA. B., McCammonL. A., O'FarrellL.Creative Teaching – Teaching Creativity// Caribbean Quarterly. – 2007. – Vol. 53, Issue 1-2. – P. 205–215. DOI: https://doi.org/10.1080/00086495.2007.11672318
  18. Ellis V. A. Introducing the Creative Learning Principles: Instructional Tasks Used to Promote Rhizomatic Learning Through Creativity // Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. – 2016. – Vol. 89, Issue 4-5. – P. 125–134. DOI: https://doi.org/10.1080/00098655.2016.1170448
  19. Cheng V. M. Y. Understanding and enhancing the personal transfer of creative learning // Thinking Skills and Creativity. – 2016. – Vol. 22. – P. 58–73. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2016.09.001
  20. KirkendallA., KrishenA. S. Encouraging Creativity in the Social Work Classroom: Insights from a Qualitative Exploration // Social Work Education. – 2015. – Vol. 34, Issue 3. – P. 341–354. DOI: https://doi.org/10.1080/02615479.2014.986089
  21. Копытова Н. Е., Лоскутова В. И. Использование дистанционных технологий в повышении квалификации педагогических кадров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 9 (137). – С. 38–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22289245
  22. Ляхоцкая Л. Л. Образовательные инновации в повышении квалификации руководящих и педагогических кадров образования Украины // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2012. – № 4 (12). – С. 235–237. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22889345
  23. Koh J. H. L., Chai C. S., Benjamin W., Hong H.-Y. Technological Pedagogical Content Knowledge (TPACK) and Design Thinking: A Framework to Support ICT Lesson Design for 21st Century Learning // Asia-Pacific Education Researcher. – 2015. – Vol. 24, Issue 3. – P. 535–543. DOI: http://doi.org/10.1007/s40299-015-0237-2
  24. Kaatrakoski H., Littlejohn A., Hood N.Learning challenges in higher education: an analysis of contradictions within Open Educational Practice // Higher Education. – 2017. – Vol. 74, Issue 4. – P. 599–615. DOI: http://doi.org/10.1007/s10734-016-0067-z
  25. Anohah E., Oyelere S. S., Suhonen J. Trends of mobile learning in computing education from 2006 to 2014: A systematic review of research publications // International Journal of Mobile and Blended Learning (IJMBL). – 2017. – Vol. 9 (1). – P. 16–33. DOI: https://doi.org/10.4018/IJMBL.2017010102
Дата публикации 30.06.2018