Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.2, С.7-25
УДК: 
371.134:004(07)

Эксперимент и межличностное взаимодействие как факторы активизации познавательной деятельности школьника в процессе обучения информатике

Васенина Е. А. 1 (Киров, Россия), Петухова М. В. 1 (Киров, Россия), Харунжева Е. В. 1 (Киров, Россия), Соболева Е. В. 1 (Киров, Россия)
1 ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена решению научной проблемы активизации познавательной деятельности школьника, организации целенаправленной педагогической поддержки возможности «учиться познавать»: овладевать методами, осваивать пути и способы познания, контролировать свою познавательную деятельность и управлять ею. Цель статьи – выявление эффективности эксперимента и межличностного взаимодействия как факторов активизации познавательной деятельности школьника в процессе обучения информатике.
Методология. Работа основывается на анализе и обобщении философской, методологической, психологической, педагогической, дидактической, методической и специальной литературы по проблематике исследования; изучении опыта преподавания информатики, наблюдении за ходом процесса обучения информатике. Методы исследования
включают анкетирование, методический эксперимент, исследование продуктов творческой исследовательской деятельности школьников, педагогов, студентов.
Результаты. Во-первых, определены условия эффективного применения эксперимента и межличностного взаимодействия как факторов активизации познавательной деятельности школьника в процессе обучения информатике. Во-вторых, для реализации выявленных условий предложена структурная схема освоения нового знания, отраженная в структуре учебного занятия. В-третьих, выделены возможности, которые предоставляет компьютер для организации поддержки и сопровождения самостоятельной деятельности учащихся, для анализа и оценки поступающей информации, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
Заключение. Обобщаются идеи и закономерности педагогической поддержки исследовательской деятельности учащихся при изучении информатики.

Ключевые слова: 

развитие мышления, познавательная деятельность, обучение информатике, компьютер, эксперимент, взаимодействие.

Список литературы: 
  1. Александров Д. А., Иванюшина В. А, Симановский Д. Л. Образовательные онлайн-ресурсы для школьников и цифровой барьер // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 183–201. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-183-201
  2. Борисенко И. Г., Яценко М. П., Черных С. И. Информационная политика в образовательной системе как отражение проблем общества // Философия образования. – 2016. – № 1. – С. 51–60. DOI: http://doi.org/10.15372/PHE20160105
  3. Васенина Е. А. ИКТ в интеллектуально-ориентированном образовательном процессе: приобретения и потери // Информатика и образование. – 2012. – № 4. – С. 62–65.
  4. Кузнецов А. А., Суворова Т. Н. Подготовка учителей к разработке, оценке качества и применению электронных образовательных ресурсов // Педагогика. – 2016. – № 1. – С. 94–101. 
  5. Королева Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. – 2016. – № 1. – С. 205–224. DOI: http:// doi 10.17323/1814-9545-2016-1-205-224.
  6. Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л. С. Выготского // Вопросы образования. – 2017. – № 2. – С. 98–112. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-98-112
  7. Окулов С. М. О школьном курсе информатики (полемические заметки) // Информатика в школе. – 2012. – № 3 (76). – С. 3–5. 
  8. Ракитина Е. А., Калинин В. Ф., Брянкин К. В. Подходы к оценке уровня сформированности информационно-технологических компетенций в свете требований ФГОС ВПО // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. – 2012. – № 2-40. – С. 101.
  9. Роберт И. В. Основные направления фундаментальных научных исследований, определяющих развитие информатизации отечественного образования // European Journal of Contemporary Education. – 2012. – Vol. 1, № 1. – P. 48–53. DOI: http://doi.org/10.13187/ejced.2012.1.48
  10. Саранцев Г. И. Гармонизация профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 2. – С. 211–219.
  11. Смолянинова О. Г., Коршунова В. В., Колокольникова З. Ю. Опыт апробации практико-ориентированной программы бакалавриата в сетевом взаимодействии ВО/СПО (на примере двух вузов - СФУ, ЛПИ) // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20, № 5. – С. 108–116. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2015200510
  12. Чернышов М. Ю., Журавлева А. М.Психологические критерии эффективности развития в обучении: самостоятельность, активная мыследеятельность, доверительный дискурс // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 1. – С. 37–50.
  13. Bailey M., Ifenthaler D., Gosper M., Kretzschmar M., Ware C. The changing important of factors influencing students’ choice of study mode // Technology, Knowledge and Learning. – 2015. – Vol. 20, Issue 2. – P. 169–184. DOI:  https://doi.org/10.1007/s10758-015-9253-9  
  14. Bordalba M. M.Bochaca J. G.Accesibilidad y alfabetización digital: barreras para la integración de las TIC en la comunicación familia/escuela // Revista de Investigación Educativa. – 2018. – Vol. 36, № 1. – P. 239–257. DOI: http://dx.doi.org/10.6018/rie.36.1.290111
  15. Browman A. S., Destin M., Molden D. C. Identity-specific motivation: How distinct identities direct self-regulation across distinct situations // Journal of Personality and Social Psychology. – 2017. – Vol. 113, № 6. – P. 835–857. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/pspa0000095
  16. Eickelmann B., Gerick J., Koop C. ICT use in mathematics lessons and the mathematics achievement of secondary school students by international comparison: Which role do school level factors play? // Education and Information Technologies. – 2017. – Vol. 22, Issue 4. – P. 1527–1551. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-016-9498-5
  17. Emerson T. L. N., English L. K., McGoldrick K. Evaluating the Cooperative Component in Cooperative Learning: A Quasi‐Experimental Study // The Journal of Economic Education. – 2015. – Vol. 46, Issue 1. – P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1080/00220485.2014.978923
  18. Freeman J., Magerko B. Iterative composition, coding and pedagogy: A case study in live coding with EarSketch // Journal of Music, Technology and Education. – 2016. – Vol. 9 (1). – P. 57–74. DOI: https://doi.org/10.1386/jmte.9.1.57_1
  19. Gerick J., Eickelmann B., Bos W. The international computer and information literacy study from a European perspective: Introduction to the Special Issue // European Educational Research Journal. – 2017. – Vol. 16,  Issue 6. – P. 707–715. DOI: https://doi.org/10.1177/1474904117735417
  20. Golubev O., Testov V. Network Information Technologies as a Basis of New Educational Paradigm // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 128–134. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.604
  21. Gregory M. S.-J., Lodge J. M. Academic workload: The silent barrier to the implementation of technology-enhanced learning strategies in higher education // Distance Education. – 2015. – Vol. 36 (2). – P. 210–230. DOI: https://doi.org/10.1080/01587919.2015.1055056
  22. Heikkilä A.-S., Vuopala E., Leinonen T. Design-driven education in primary and secondary school contexts. A qualitative study on teachers’ conceptions on designing // Technology, Pedagogy and Education. – 2017. – Vol. 26 (4). – P. 471–483. DOI: http://doi.org/10.1080/1475939X.2017.1322529
  23. Hietajärvi L., Tuominen-Soini H., Hakkarainen K., Salmela-Aro K., Lonka K. Is Student Motivation Related to Socio-digital Participation? A Person-oriented Approach Original Research Article // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 171. – P. 1156–1167. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.226
  24. Ibrayev B., Kussainova M. Empirical Research of the Use of Personality-oriented Methods in Primary School // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 140. – P. 404–412. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.04.444
  25. Kholodnaya M. A., Emelin A. Resource function of conceptual and metacognitive abilities in adolescents with different forms of dysontogenesis // Psychology in Russia: State of the Art. – 2015. – Vol. 8 (4). – P. 101–113. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2015.0409
  26. Kholodnaya M. A., Gelfman E. G. Development-focused educational texts as a basis for learners’ intellectual development in studying mathematics (DET technology) // Psychology in Russia: State of the Art. – 2016. – Vol. 9 (3). – P. 24–37. DOI: http://doi.org/10.11621/pir.2016.0302
  27. Martín-Gutiérrez J., Mora C. E., Añorbe-Díaz B., González-Marrero A. Virtual Technologies Trends in Education // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017. – Vol. 13 (2). – P. 469–486. DOI: http://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00626a
  28. Ragusa A. T. Technologically-mediated communication: student expectations and experiences in a FOMO society // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2017. – Vol. 14. – P. 39. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-017-0077-7
  29. Ramsten C., Marmstål Hammar L., Martin L., Göransson K. ICT and Intellectual Disability: A Survey of Organizational Support at the Municipal Level in Sweden // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. – 2017. – № 30 (4). – P. 705–713. DOI: http://doi.org/10.1111/jar.12265
  30. Tyunnikov Y. S. Interrelation of Evaluation and Self-Evaluation in the Diagnostic Procedures to Assess Teachers' Readiness for Innovation // European Journal of Contemporary Education. – 2016. – Vol. 16, Issue 2. – P. 248–256. DOI: http://doi.org/10.13187/ejced.2016.16.248
 
Дата публикации 30.04.2018