Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.2, С.103-118
УДК: 
37 378

Философско-методологическая рефлексия педагогической теории как феномена науковедения

Коржуев А. В. 1 (Москва, Россия), Икренникова Ю. Б. 2 (Москва, Россия), Никитина Э. К. 3 (Москва, Россия), Рязанова Е. Л. 4 (Москва, Россия)
1 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
2 Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
3 Московский городской педагогический университет
4 Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Аннотация: 

Проблема и цель. Проблема посвящена выяснению вопроса о том, как накопленный социумом контент практического педагогического знания может быть осмыслен с точки зрения гносеологически выверенной теоретической схемы, насколько сама эта схема сегодня сформирована в методологии педагогики и каковы ближайшие перспективы такого формирования. Целью статьи является выявление гносеологической кодировки современного состояния педагогической теории как объекта исследовательской рефлексии и перспектив её дальнейшего формирования.
Методология. К числу использованных методов исследования относятся: анализ литературы по теме работы, теоретическое содержательное обобщение, эвристический синтез, формулирование гипотезы о возможном содержательном и деятельностном наполнении поля рефлексии исследователей в области педагогики, проспекцию дальнейших подходов к исследованию обозначенной темы.
Результаты. Обозначен современный начальный этап теоретического осмысления педагогики, трудности которого связаны с полифонией кодирования: объекта педагогики, её фундаментальных оснований, правил вывода следствий из общих положений, корректного осуществления обобщений и аналогий, а также способов осуществления эксперимента и выявления подтверждения его результатами экспертируемой теории. Как ближайший этап решения этих
вопросов обозначено конструирование авторами корректных теоретических построений частного характера, в которых должны найти отражение: фиксирование слабой исследовательской разработки отдельных сегментов педагогической реальности, выдвижение гипотез относительно возможности их описания с точки зрения позитивно ценного образовательного результата обучающегося и способов его достижения, попытки найти критерии его оценки и воплотить их в диагностическом формате.
Заключение. Представленный вариант полиаспектной рефлексии автором результата своего педагогического исследования с точки зрения соотнесения с теоретической схемой охватывает как ретроспективную, так и проспективную рефлексивные формы; он также проявляет все традиционно обозначаемые психологами её процедуры: остановку, отстранение, фиксацию, оборачивание, объективацию; позволяет автору научно-педагогического труда связать все варианты осмысления своей деятельности с научной нормой, достигающей теоретического статуса. Все представленные в тексте статьи тезисы проблемного формата являются возможным полем приложения сил начинающих исследователей.

Ключевые слова: 

: педагогическое исследование; педагогическая теория; методологии педагогики; методологическая рефлексия; полиаспектная рефлексия; проблемный формат рассмотрения; теоретическое построение частного характера

Список литературы: 
  1. Коржуев А. В., Попков В. А., Рязанова Е. Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика. – 2002. – № 1. – С. 18–22.
  2. Попков В. А., Коржуев А. В. Рефлексивные стратегии познавательной деятельности в высшем профессиональном образовании: монография. – М.: ИУО РАО, 2004. – 201 с.
  3. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. – 1982. – № 1. – С. 99–104.
  4. Alexander P. A. Reflection and Reflexivity in Practice Versus in Theory: Challenges of Conceptualization, Complexity, and Competence // Educational Psychologist. – 2017. – Vol. 52, Issue 4. – P. 307–314. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00461520.2017.1350181  
  5. Baxter Magolda M. B. Evolution of a Constructivist Conceprualozation of Epistemological Reflection // Educational Psychologist. – 2004. – Vol. 39, Issue 1. – P. 31–42. DOI: https://doi.org/10.1207/s15326985ep3901_4  
  6. Beck C., Kosnik C. Reflection-in-Action: In Defence of Thoughtful Teaching // Curriculum Inquiry. – 2001. – Vol. 31, Issue 2. – P. 217–227. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/0362-6784.00193  
  7. Belvis E., Pineda P., Armengol C., Moreno V. Evaluation of reflective practice in teacher education // European Journal of Teacher Education. – 2013. – Vol. 36, Issue 3. – P. 279–292. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02619768.2012.718758
  8. Burhan-Horasanlı E., Ortaçtepe D. Reflective practice-oriented online discussions: A study on EFL teachers’ reflection-on, in and for-action // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 59. – P. 372–382. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.07.002
  9. Coney C. L. Critical Thinking in its Contexts and in Itself // Educational Philosophy and Theory. – 2015. – Vol. 47, № 5. – P. 515–528. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2014.883963
  10. Feucht F. C., Brownlee J. L., Schraw G. Moving Beyond Reflection: Reflexivity and Epistemic Cognition in Teaching and Teacher Education // Educational Psychologist. – 2017. – Vol. 52 (4). – P. 234–241. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2017.1350180  
  11. Finefter-Rosenbluh I. Behind the scenes of reflective practice in professional development: A glance into the ethical predicaments of secondary school teachers // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 60. – P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.07.028  
  12. Fox A., Allan J. Doing reflexivity: moments of unbecoming and becoming // International Journal of Research and Method in Education. – 2014. – Vol. 37, Issue 1. – P. 101–112. DOI: https://doi.org/10.1080/1743727X.2013.787407  
  13. Gardiner G. Teleologies and the Methodology of Epistemology // Eds. Henderson D., Greco J. Epistemic Evaluation: Purposeful Epistemology. – Oxford University Press, 2015. – P. 31–45. URL: https://philpapers.org/rec/GARTAT-8
  14. Hofer B. K. Shaping the Epistemology of Teacher Practice Through Reflection and Reflexivity // Educational Psychologist. – 2017. – Vol. 52 (4). – P. 299–306. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2017.1355247  
  15. Jay J. K., Johnson K. L. Capturing complexity: a typology of reflective practice for teacher education // Teaching and Teacher Education. – 2002. – Vol. 18, Issue 1. – P. 73–85. DOI: https://doi.org/10.1016/S0742-051X(01)00051-8  
  16. Jurow A. S. Cultivating Self in the context of transformative professional development // Journal of Teacher Education. – 2009. – Vol. 60, Issue 3. – P. 277–290. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487109336895  
  17. Körkkö M., Kyrö-Ämmälä O., Turunen T. Professional development through reflection in teacher education // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 55. – P. 198–206. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.01.014
  18. Lundie D. The Givenness of the Human Learning Experience and its Incompatibility with Informational Analytics // Educational Philosophy and Theory. – 2017. – Vol. 49, № 4. – P. 391–404. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2015.1052357
  19. Mann S. J., Walsh S. RP or 'RIP': a critical perspective on reflective practice // Applied Linguistics Review. – 2013. – Vol. 4 (2). – P. 291–315. DOI: http://dx.doi.org/10.1515/applirev-2013-0013  
  20. Noormohammadi S. Teacher Reflection and its Relation to Teacher Efficacy and Autonomy // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 98. – P. 1380–1389. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.03.556  
  21. Pritchard D. Epistemic Virtue and the Epistemology of Education // Journal of Philosophy of Education. – 2013. – Vol. 47 (2). – P. 236–247. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12022
  22. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / пер. с англ. В.  В. Румынского; под ред. Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 429 с. URL: http://www.evolkov.net/soc.psychol/Ross.L.Nisbett.R/
  23. Sarivan L. The Reflective Teacher // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2011. – Vol. 11. – P. 195–199. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.01.060
  24. Selmo L., Orsenigo J. Learning and Sharing through Reflective Practice in Teacher Education in Italy // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 1925–1929. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.496  
  25. Zeichner K., Liston D. Teaching student teachers to reflect // Harvard Educational Review. – 1987. – Vol. 57, № 1. – P. 23–49. DOI: https://doi.org/10.17763/haer.57.1.j18v7162275t1w3w  
Дата публикации 30.04.2018