Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.2, С.77-101
УДК: 
316.6+159.923.2

Отношение социально-активной молодежи к лидерству

Пасовец Ю. М. 1 (Курск, Россия), Беспалов Д. В. 1 (Курск, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Курский государственный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье на примере молодежи, включенной в социально-значимую деятельность, раскрывается проблема соотношения лидерства и социальной активности личности, связанная со спецификой самоидентификации социально-активной личности с социальным и групповым лидерством, их типами. Цель нашего исследования состояла в выявлении специфики отношения социально-активной молодежи к лидерству как социальному феномену и модели поведения в социальной группе.
Методология. Исследование предполагало диагностику ряда показателей и индикаторов, отражающих отношение социально-активной молодежи к лидерству: самоидентификация с социальным и групповым лидерством, их типами, значимость лидерского статуса в группе и самооценка характерных для себя качеств личности. Сбор эмпирических данных осуществлялся методом анкетирования, которое проводилось авторами среди участников Международного лагеря молодежного актива «Славянское содружество» в 2016 г. Количество респондентов составило 120 человек. Выборочная совокупность исследования формировалась на основе целевой выборки. Для статистического анализа первичных данных (в программе SPSS Statistics 20.0) использовались методы частотного распределения, группировки, анализа сопряженности; для обработки ответов респондентов на отрытые вопросы применялся метод контент-анализа.
Результаты. Проведенное исследование позволило раскрыть особенности представлений социально-активной молодежи о лидерстве, ее самоидентификации с социальным лидерством, типом такого лидерства (универсальным – ситуативным). Определена специфика отношения этой категории молодежи к групповому лидерству, типам лидерства в группе, выделенным в зависимости от преобладающей в деятельности лидера функции (лидер-организатор – лидер-инициатор – лидер-мастер и др.) и выполняемым задачам (стратегическое – тактическое – операциональное лидерство). Выявлена значимость группового лидерства в среде социально-активной молодежи. Охарактеризовано место лидерских качеств в психологическом портрете молодежи, включенной в социально-значимую деятельность.
Заключение. По результатам исследования делаются выводы о существенной дифференциации социально-активной молодежи по ее отношению к социальному и групповому лидерству,
что позволяет разграничить социальную активность личности, связанную с участием в деятельности социальных институтов и организаций, реализации социально-значимых мероприятий и др., и лидерство. Раскрывается амбивалентность отношения социально-активных молодых людей к лидерству как терминальной и инструментальной ценности: у большинства из этой категории молодежи, с одной стороны, обнаруживается высокая личностная значимость лидерского статуса; с другой – неразвитость такого качества личности, как инициативность, стремление быть лидером.

Ключевые слова: 

лидерство, ценность, самоидентификация, лидерская идентичность, личность, социальная группа, социально-активная молодежь

Список литературы: 
  1. Arnold K. A. Transformational leadership and employee psychological well-being: A review and directions for future research // Journal of Occupational Health Psychology. ‒ 2017. ‒ Vol. 22 (3). ‒ P. 381‒393. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/ocp0000062
  2. Bierema L. L. Women’s Leadership. Troubling Notions of the ‘Ideal’ (Male) Leader // Advances in Developing Human Resources. ‒ 2016. ‒ Vol. 18 (2). ‒ P. 119‒136. DOI: https://doi.org/10.1177/1523422316641398
  3. Carter S. M., Greer Ch. R. Strategic Leadership. Values, Styles, and Organizational Performance // Journal of Leadership and Organizational Studies. ‒ 2013. ‒ Vol. 20 (4). ‒ P. 375‒393. DOI: https://doi.org/10.1177/1548051812471724
  4. Chen L. Linking leader personality traits to motivation to lead: A self-concept approach // Social Behavior and Personality. – 2016. – Vol. 44, № 11. – P. 1913–1925. DOI: https://doi.org/10.2224/sbp.2016.44.11.1913
  5. Cheng A. Y. N., Szeto E. Teacher leadership development and principal facilitation: Novice teachers' perspectives // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol.  58. – P. 140–148. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.05.003
  6. Clifton J. Leaders as ventriloquists. Leader identity and influencing the communicative construction of the organization // Leadership. – 2017. – Vol. 13 (3). – P. 301‒319. DOI: https://doi.org/10.1177/1742715015584695
  7. Collinson D. Dichotomies, Dialectics and Dilemmas: New Directions for Critical Leadership Studies? // Leadership. ‒ 2014. ‒ Vol. 10 (1). ‒ P. 36‒55. DOI: https://doi.org/10.1177/1742715013510807
  8. Crawford E. R., Fuller E. J. A Dream Attained or Deferred? Examination of Production and Placement of Latino Administrators // Urban Education. – 2017. – Vol. 52 (10). – P. 1167–1203. DOI: https://doi.org/10.1177/0042085915602537
  9. Croft C., Currie G., Lockett A. The Impact of Emotionally Important Social Identities on the Construction of a Managerial Leader Identity: A Challenge for Nurses in the English National Health Service // Organization Studies. – 2015. – Vol. 36 (1). – P. 113–131. DOI: https://doi.org/10.1177/0170840614556915
  10. Day D. V., Fleenor J. W., Atwater L. E., Sturm R. E., McKee R. A. Advances in leader and leadership development: A review of 25 years of research and theory // The Leadership Quarterly. ‒ 2014. ‒ Vol. 25 (1). ‒ P. 63‒82. DOI: https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2013.11.004
  11. Ford J., Harding N. H., Gilmore S., Richardson S. Becoming the Leader: Leadership as Material Presence // Organization Studies. ‒ 2017. ‒ Vol. 38 (11). ‒ P. 1553‒1571. DOI: https://doi.org/10.1177/0170840616677633
  12. Garavan T. N., McGarry A., Watson S., D’Annunzio-Green N., O’Brien F. The Impact of Arts-Based Leadership Development on Leader Mind-Set: A Field Experiment // Advances in Developing Human Resources. – 2015. – Vol. 17 (3). – P. 391–407. DOI: https://doi.org/10.1177/1523422315588358
  13. Gregor M. A., O’Brien K. M. The Changing Face of Psychology: Leadership Aspirations of Female Doctoral Students // Counseling Psychologist. – 2015. – Vol. 43 (8). – P. 1090–1113. DOI: https://doi.org/10.1177/0011000015608949
  14. Guillén L., Mayo M., Korotov K. Is leadership a part of me? A leader identity approach to understanding the motivation to lead // Leadership Quarterly. – 2015. – Vol. 26 (5). – P. 802–820. DOI: https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2015.05.001
  15. Humphreys J. H., Novicevic M. M., Smothers J., Pane Haden S. S., Hayek M., Williams W. A. Jr., Oyler J. D., Clayton R. W. The collective endorsement of James Meredith: Initiating a leader identity construction process // Human Relations. – 2015. – Vol. 68 (9). – P. 1389–1413. DOI: https://doi.org/10.1177/0018726714556292
  16. Hytti U., Alsos G. A., Heinonen J., Ljunggren E. Navigating the family business: A gendered analysis of identity construction of daughters // International Small Business Journal: Researching Entrepreneurship. Researching Entrepreneurship. – 2017. – Vol. 35 (6). – P. 665–686. DOI: https://doi.org/10.1177/0266242616675924
  17. Johnson M. D., Morgeson F. P., Hekman D. R. Cognitive and affective identification: Exploring the links between different forms of social identification and personality with work attitudes and behavior // Journal of Organizational Behavior. ‒ 2012. ‒ Vol. 33 (8). ‒ Р. 1142‒1167. DOI: https://doi.org/10.1002/job.1787
  18. Kois L., King C., LaDuke C., Cook A. Cultivating Student Leadership in Professional Psychology // Training and Education in Professional Psychology. ‒ 2016. ‒ Vol. 10, № 1. ‒ P. 29–36. DOI: https://doi.org/10.1037/tep0000100
  19. Koskiniemi A., Perttula J., Syväjärvi A. Existential-Experiential View of Self-Sourced (In)Authentic Healthcare Identity // Journal of Leadership Studies. – 2015. – Vol. 9 (2). – P. 6–18. DOI: https://doi.org/10.1002/jls.21360
  20. Marchiondo L. A., Myers C. G., Kopelman S. The relational nature of leadership identity construction: How and when it influences perceived leadership and decision-making // Leadership Quarterly. – 2015. – Vol. 26 (5). – P. 892–908. DOI: https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2015.06.006
  21. Miscenko D., Guenter H., Day D. V. Am I a leader? Examining leader identity development over time // Leadership Quarterly. – 2017. – Vol. 28 (5). – P. 605–620. DOI: https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2017.01.004
  22. Quick K. S. Locating and building collective leadership and impact // Leadership. – 2017. – Vol. 13 (4). – P. 445‒471. DOI: https://doi.org/10.1177/1742715015605348
  23. Raelin J. A. Imagine there are no leaders: Reframing leadership as collaborative agency // Leadership. – 2016. – Vol. 12 (2). – P. 131‒158. DOI: https://doi.org/10.1177/1742715014558076
  24. Rawlings D. Collaborative leadership teams: Oxymoron or new paradigm? // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. ‒ 2000. ‒ Vol. 52 (1). ‒ P. 36‒48. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/1061-4087.52.1.36
  25. Showunmi V., Atewologun D., Bebbington D. Ethnic, gender and class intersections in British women’s leadership experiences // Educational Management Administration and Leadership. – 2016. – Vol. 44 (6). – P. 917–935. DOI: https://doi.org/10.1177/1741143215587308
  26. Sims C. M., Gong T., Hughes C. Linking leader and gender identities to authentic leadership in small businesses // Gender in Management. – 2017. – Vol. 32 (5). – P. 318–329. DOI: https://doi.org/10.1108/GM-06-2016-0121
  27. Sinha S., Hanuscin D. L. Development of teacher leadership identity: A multiple case study // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol.  63. – P. 356–371. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.01.004
  28. Springer S. I., Schimmel C. J. Creative Strategies to Foster Pre-Service School Counselor Group Leader Self-Efficacy // Journal for Specialists in Group Work. – 2016. – Vol. 41 (1). – P. 2–18. DOI: https://doi.org/10.1080/01933922.2015.1111486
  29. Stewart G. L., Astrove S. L., Reeves C. J., Crawford E. R., Solimeo S. L. Those with the most find it hardest to share: Exploring leader resistance to the implementation of team-based empowerment // Academy of Management Journal. ‒ 2017. ‒ Vol. 60, № 6. ‒ P. 2266–2293. DOI: https://doi.org/10.5465/amj.2015.1173
  30. Tourish D. Leadership, more or less? A processual, communication perspective on the role of agency in leadership theory // Leadership. – 2014. – Vol. 10 (1). – P. 79‒98. DOI: https://doi.org/10.1177/1742715013509030
  31. Tupling C. L., Outhwaite D. Developing an identity as an EdD leader: A reflexive narrative account // Management in Education. – 2017. – Vol. 31 (4). – P. 153–158. DOI: https://doi.org/10.1177/0892020617734819
  32. Vergauwe J., Wille B., Hofmans J., Kaiser R. B., Fruyt De F. The Double-Edged Sword of Leader Charisma: Understanding the Curvilinear Relationship Between Charismatic Personality and Leader Effectiveness // Journal of Personality and Social Psychology. ‒ 2018. ‒ Vol. 114, № 1. ‒ P. 110–130. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/pspp0000147
  33. Virtaharju J. J., Liiri T. P. The supervisors who became leaders: Leadership emergence via changing organizational practices // Leadership. – 2017. – Online First. DOI: https://doi.org/10.1177/1742715017736004
  34. Xing Y., Liu Y. Linking leaders' identity work and human resource management involvement: the case of sociocultural integration in Chinese mergers and acquisitions // International Journal of Human Resource Management. – 2016. – Vol. 27 (20). – P. 2550–2577. DOI: https://doi.org/10.1080/09585192.2015.1031156
  35. Yeager K. L., Callahan J. L. Learning to Lead: Foundations of Emerging Leader Identity Development // Advances in Developing Human Resources. – 2016. – Vol.  18 (3). – P. 286–300. DOI: https://doi.org/10.1177/1523422316645510
  36. Young M. D., Winn K. M., Reedy M. A.  The Every Student Succeeds Act: Strengthening the Focus on Educational Leadership // Educational Administration Quarterly. – 2017. – Vol. 53 (5). – P. 705–726. DOI: https://doi.org/10.1177/0013161X17735871
  37. Zheng W., Muir D. Embracing leadership: a multi-faceted model of leader identity development // Leadership and Organization Development Journal. – 2015. – Vol.  36 (6). – P. 630–656. DOI: https://doi.org/10.1108/LODJ-10-2013-0138
  38. Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – № 6 (20). – С. 1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17261097
  39. Анисимов Н. Д., Бударин П. Ю., Касьяник Ю. В. Оценка способностей к лидерству и командному сотрудничеству у студентов // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2014. – № 20. – С. 165–170.
  40. Беспалов Д. В. Проблемы психологического исследования лидерства в малых группах // Вестник практической психологии образования. ‒ 2015. ‒ № 3 (44). ‒ С. 24‒32.
  41. Гайдар К. М. Социально-психологическая концепция группового субъекта: монография. ‒ Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013. ‒ 394 с.
  42. Гайдар К. М. Субъектная концепция малой группы: преемственные связи с классическими отечественными теориями малой группы, новизна и эвристический потенциал // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. ‒ 2014. ‒ № 4 (32). – С. 205–302.
  43. Котляров И. В. Социология лидерства: теоретические, методологические и аксиологические аспекты: монография. – Минск: Беларуская навука, 2013. – 481 с.
  44. Крушельницкая О. Б. Исследование лидерства в школьных и студенческих группах // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. ‒ 2011. ‒ № 3. ‒ С. 60‒73.
  45. Логвинов И. Н. Тенденции исследования лидерства в современной социальной психологии: монография. – Курск: Курский гос. ун-т, 2015. – 169 с.
  46. Лукаш С. Н., Тимченко П. В. Педагогические условия развития лидерских качеств у студенческой молодежи // Человек и образование. – 2015. – № 2 (43). – С. 104–108.
  47. Мохов В. Г., Шмаков Б. В. Лидерство в малых группах // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. ‒ 2014. ‒ № 1. ‒ С. 46‒57.
  48. Пасовец Ю. М. Предпочтения учащейся молодежи региона в рамках формирования ее социальной мобильности // Труд и социальные отношения. ‒ 2011. ‒ № 10. ‒ С. 52–59.
  49. Сидоренков А. В., Тришкина Н. С. Эмпирическое обоснование модели проявления идентичности индивидов в малой группе // Психологический журнал. ‒ 2010. ‒ Т. 31, № 5. ‒ С. 17‒29.
  50. Сидоренков А. В., Сидоренкова И. И., Ульянова Н. Ю. Социально-психологические характеристики и эффективность малых групп в организации: монография. – Ростов н/Д: Мини Тайп, 2014. – 248 с.
  51. Чернышев А. С., Сарычев С. В. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. ‒ 2009. ‒ № 3. – С. 101–112.
  52. Шабанов А. Г. Социальная активность молодежи как социопедагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 2. – С. 384–393.
  53. Щетинина Д. П., Зинченко С. С. Формирование компетенции «лидерство» в вузах // Российский психологический журнал. – 2016. – Т. 13, № 4. – С. 269–283. DOI: http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2016.4.16
Дата публикации 30.04.2018