Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, No.6, С.152-174
УДК: 
376.1

Педагогика инклюзии за рубежом: теоретико-методологический дискурс (обзор)

Фуряева Т. В. 1 (Красноярск, Россия)
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье обзорного характера актуализируется проблема разработки теоретико-методологических оснований инклюзивной педагогики. Целью компаративистского исследования является выявление характера и тенденций развития зарубежной инклюзивной педагогики, раскрытие сущности обновления её понятийно-категориального аппарата.
Методология. Методология исследования базируется на идеях отечественной педагогической компаративистики, реализующей описательную, объяснительную и прогнозирующую функции педагогического знания на базе методологии личностного, деятельностного, культурно-исторического подходов. Методическую базу исследования составляют методы феноменологического описания, интерпретации, сопоставления, индуктивного, гипотетически-индуктивного, проблемного и сравнительного анализа трудов ведущих педагогов-исследователей, а также педагогической документации разного уровня за последние двадцать лет.
Результаты. Выявлены теоретико-методологические рамки инклюзивного дискурса в виде двух доминирующих методологических подходов: системно-экологического и философско-антропологического; охарактеризованы четыре базовые педагогические концепции интеграции детей с особыми потребностями в общество: образовательно-деятельностная, социально-экологическая, интеракционистская, антрополого-этическая; раскрыта сущность новых трактовок педагогических понятий, показана динамика понятийно-категориального аппарата педагогики интеграции (инклюзии).
Заключение. Автором обоснована значительная переориентация в трактовках ведущих педагогических понятий, показана динамика в развитии педагогики интеграции (инклюзии), в которой происходит замена понятийного ряда – повреждение, отягощение и нарушение – на новый понятийный ряд – повреждение, активность и участие. Выявленные и введенные впервые в педагогический оборот отечественной педагогики четыре концепции инклюзии особых детей в общество свидетельствуют о поликонцептуальном характере зарубежной педагогической теории, о тенденции к их сближению в контексте доминирующих методологических подходов: системно-экологическом и философско-антропологическом.

Ключевые слова: 

интеграция; инклюзия; системно-экологический подход; философско-антропологический подход; концепции интеграции; классификация нарушений; педагогическое сопровождение; особые воспитательные потребности; жизненная ситуация

Список литературы: 
  1. Kronauer M. Wer Inklusion möchte, darf über Exklusion nicht schweigen. Plädoyer für eine Erweiterung der Debatte // Jahrbuch für Pädagogik. – 2015. – Vol. 2015, № 1. – P. 147–158. DOI: https://doi.org/10.3726/267059_147
  2. Schmitt C. Inklusion, Interkulturelle Öffnung, Diversity – Professionstheoretische Überlegungen zu einem kritisch-reflexiven Inklusionsverständnis // Zeitschrift Für Inklusion. – 2016. – Vol. 2. URL: https://www.inklusion-online.net/index.php/inklusion-online/article/view/365
  3. Шеманов А. Ю. Антропология инклюзии: автономия или аутентичность? // Обсерватория культуры. – 2014. – № 4. – C. 9–16.
  4. Алехина С. В., Вачков И. В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 97–104.
  5. Коршунова О. В. Теоретико-методологические основы инклюзии в образовании // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 8. – С. 16–20.
  6. Фуряева Т. В. Социальная инклюзия: теория и практика: монография. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2017. – 280 с.
  7. Stichweh R. Inklusion und Exklusion in der Weltgesellschaft – am Beispiel der Schule und des Erziehungssystems // Zeitschrift für Inklusion. – 2013. – Vol. 1. – URL: https://www.inklusion-online.net/index.php/inklusion-online/article/view/22
  8. Liedke U. Menschenbilder und Bilderverbot: eine Studie zum anthropologischen Diskurs in der Behindertenpädagogik. – Bad Heilbrunn: Julius Klinkhardt, 2013. – 303 p. URL: https://link.springer.com/content/pdf/bbm%3A978-3-658-14719-8%2F1.pdf  
  9. Löser J. M., Werning R. Inklusion – allgegenwärtig, kontrovers, diffus? // Erziehungswissenschaft. – 2015. – Vol. 26, № 51. – S. 17–24 URL: http://www.pedocs.de/volltexte/2016/11567/pdf/Erziehungswissenschaft_2015_51_Loeser_Werning_Inklusion.pdf
  10. Moser I., Schneider R. Diskussionsbeitrag zur Debatte der DGfE „Inklusion als Herausforderung für die Erziehungswissenschaft“ // Erziehungswissenschaft. –  2015. – Vol. 26, № 51. – S. 91–92. URL: http://www.pedocs.de/volltexte/2016/11579/pdf/Erziehungswissenschaft_2015_51_Moser_Schneider_Diskussionsbeitrag.pdf
  11. Textor A. Einführung in die Inklusionspädagogik. – Bad Heilbrunn: Klinkhardts, 2015. – 219 s. URL: http://sowiport.gesis.org/search/id/fis-bildung-1062605/Description#tabnav
  12. Tscheke J. Inklusive Didaktik – konstruktivistisch, entwicklungslogisch, themenzentriert-interaktionell // Zeitschrift für Inklusion. – 2015. – Vol. 4. URL: https://www.inklusion-online.net/index.php/inklusion-online/article/view/319
  13. Ottersbach M., Platte A., Rosen L. (Hrsg.) Soziale Ungleichheiten als Herausforderung für inklusive Bildung. – Wiesbaden: Springer, 2016. – 354 s. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-658-13494-5
  14. Prengel A. Zwischen Heterogenität und Hierarchie in der Bildung – Studien zur Unvollendbarkeit der Demokratie // Bildung in der Demokratie II: Tendenzen – Diskurse – Praktiken / Hrsg. Ludwig L., u.a. –  Opladen: Leske + Budrich, 2011. – S. 83–94. URL: http://www.dgfe.de/service/publikationen.html
  15. Trescher H. Inklusion. Zur Dekonstruktion von Diskursteilhabebarrieren im Kontext von Freizeit und Migration. – Wiesbaden: Springer, 2015. – 340 s. URL: http://www.springer.com/de/book/9783658095871
  16. Winkler M. Inklusion – die vergessene Dimension // Jugendhilfe. – 2015. – Vol. 53, № 1. – P. 5–13. URL: http://sowiport.gesis.org/search/id/fis-bildung-1067658
  17. Boger M.-A. Theorien der Inklusion – eine Übersicht // Zeitschrift Für Inklusion. – 2017. – Vol. 1. – URL: https://www.inklusion-online.net/index.php/inklusion-online/article/view/413/317  
  18. Kastl J. M. Inklusion und Integration–oder: Ist Inklusion Menschenrecht oder eine pädagogische Ideologie? Soziologische Thesen // Friedrichshainer Kolloquien. – 2012. – Vol. 16. – S. 2012. URL: http://www.imew.de/fileadmin/Dokumente/Volltexte/FriedrichshainerKolloquien/Kastl_Inklusion_und_Integration_IMEW_Okt2012_END.pdf
  19. Simon T. Die Suche nach dem Wesen einer Diagnostik zur Unterstützung schulischer Inklusion // Zeitschrift für Inklusion. – 2015. – Vol. 3. URL: https://www.inklusion-online.net/index.php/inklusion-online/article/view/304
  20. Sturm T. Praxeologische Unterrichtsforschung und ihr Beitrag zu inklusivem Unterricht // Zeitschrift für Inklusion. – 2012. – Vol. 1. URL: https://www.inklusion-online.net/index.php/inklusion-online/article/view/65
  21. Baerming S. Kritische Erziehungswissenschaft und Inklusionspädagogik? // Zeitschrift für Inklusion. – 2015. – Vol. 3. – URL: https://www.inklusion-online.net/index.php/inklusion-online/article/view/300
  22. Feyerer E. Der Umgang mit besonderen Bedürfnissen im Bildungswesen // Zeitschrift für Inklusion. – 2012. – № 4. URL: http://bidok.uibk.ac.at/library/inkl-04-12-feyerer-beduerfnisse.html
  23. Harant M. Der Inklusionsbegriff im Spannungsfeld pädagogischer ‘Mindsets’ // Pädagogische Korrespondenz. – 2016. – № 54. – S. 37–57. URL: http://www.budrich-journals.de/index.php/pk/issue/view/1915
Дата публикации 30.12.2017