Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.2, С.153-172
УДК: 
101.1+378.4

Корреляционные связи региональной культуры с пространством опорного университета

Мукина И. В. 1 (Чебоксары, Россия), Соколова Л. Ю. 1 (Чебоксары, Россия), Мукин В. А. 1 (Чебоксары, Россия)
1 Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
Аннотация: 

Проблема и цель. Проблема статьи относится к исследованию взаимовлияния социальных институтов культуры и феномена университетского образования через корреляционные связи между ними. Цель работы – выявление признаков и оценка результатов взаимодействия региональной культуры с социальным пространством опорного университета.
Методология. Применяемая авторами философская методология позволяет выявить корреляционные связи культуры и образования с познавательной точки зрения и наиболее общие закономерности их функционирования.
Результаты. Отмечена неоднозначная роль университетов в обществах, подвергающихся радикальным социальным преобразованиям. Установлена непрерывная корреляционная связь научно-поисковых знаний, образовательного процесса и мировоззренческих ценностных ориентиров, берущих начало в университетском пространстве, с факторами развития региональной культуры, являющимися движущей силой научно-технического и социально-экономического развития Чувашской Республики. Показана особенность опорного университета, заключающаяся в том, что он может стать неявно выраженным механизмом управления социально-экономическим развитием региона. Механизм положительной обратной связи принятия решений руководством региона возможен при использовании научно-экспертных выводов учёных университетского пространства.
Заключение. Авторами обобщаются признаки и оценки результатов корреляционного взаимодействия региональной культуры с социальным пространством опорного университета.

Ключевые слова: 

трансформация общества; корреляционная связь; региональная культура; культурное пространство; опорный университет; университетское социальное пространство; факторы социокультурного и научно-технического развития региона; ценностные ориентации; духовное содержание созидательного общества

Список литературы: 
  1. Степин В. С. Цивилизация и культура: монография. – СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2011. – 407 с.
  2. Мироненко С. Б., Лях В. И. Образовательное пространство как культурологический концепт // Аналитика культурологии. – 2015. – № 2 (32). – С. 64–68.
  3. Преображенская К. В. Поиск пространства взаимодействия культуры и образования как задача современности // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2013. – № 3. – С. 63–67.
  4. Bendermacher G. W. G., Egbrink M. G. A. (oude), Wolfhagen I. H. A. P., Dolmans D. H. J. M. Unravelling quality culture in higher education: a realist review // Higher Education. – 2017. – Vol. 73, Issue 1. – P. 39–60. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-015-9979-2
  5. Kartashova А., Shirko T., Khomenko I., Naumova L. Educational Activity of National Research Universities as a Basis for Integration of Science, Education and Industry in Regional Research and Educational Complexes // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 619–627. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.768
  6. Palonnikau A., Karol D., Kalachikova O., Volkova Zh., Solonenko A. Educational Research in Changing University // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 684–692. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.675
  7. Karpov A. Formation of the Modern Concept of Research Education: from New Age to a Knowledge Society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 439–447. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.718
  8. Fatkullina F., Morozkina E., Suleimanova A. Modern Higher Education: Problems and Perspectives // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 571–577. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.762
  9. Shegelman I., Shchukin P., Vasilev A. Integration of Universities and Industrial Enterprises as a Factor of Higher Vocational Education Development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 112–118. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.601
  10. Fetschenko V., Shadoba E., Katkow Yu., Shchelikova N., Glushak N. Management of Innovative Integrated Structures of Education, Business and Science at the Regional Level // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 243–251. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.673
  11. Serikov V., Pichugina V., Saurenko N. Project Approach as the Methodology of Constructing the Content and Technology of University Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 399–406. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.686
  12. Shutenko E., Shutenko A. Socio-cultural Trends in the Development of the Higher School's Innovative Potential // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 332–337. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.655
  13. Межуев В. М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования: монография. – СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2011. – 440 с.
  14. Мурзина И. Я. Региональное культурно-образовательное пространство: структура, функции, социокультурный потенциал: монография. – М.: Перо, 2014. – 197 с.
  15. Казакова Г. М. «Региональная» и «провинциальная» культуры: о сущностных характеристиках // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – № 3. – С. 110–115.
  16. Яковлева Е. Н. К определению понятия «Региональная культура» // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 4 (28). – С. 256–262.
  17. Charron N., Rothstein B. Does education lead to higher generalized trust? The importance of quality of government // International Journal of Educational Development. – 2016. – Vol. 50. – Р. 59–73. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijedudev.2016.05.009.
  18. Щелкунов М. Д. Государство и университет: модернизация по-российски // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 2. – C. 242–247.
  19. Гинис Л. А. Обзор методов научного прогнозирования // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2009. – № 3 (92). – С. 231–236.
  20. Бойко И. И., Тарасов В. Т., Харитонова В. Г. Социокультурное развитие Чувашской Республики на фоне модернизационных процессов в регионе // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 3. – С. 59–64.
  21. Моргунов Е. В., Илларионов Н. В. Становление экономики знаний в России в условиях глобализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Экономика. – 2008. – № 2. – С. 97–101.
  22. Pang M.-S. IT governance and business value in the public sector organizations – The role of elected representatives in IT governance and its impact on IT value in U.S. state governments // Decision Support Systems. – 2014. – Vol. 59. – P. 274–285. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.dss.2013.12.006
  23. Pogodaeva T., Zhaparova D., Efremova I. Changing Role of the University in Innovation Development: New Challenges for Russian Regions // Procedia – social and behavioral sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 359–367. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.659
  24. Lukyanova N., Daneykin Y., Daneikina N. Communicative Competence Management Approaches in Higher Education // Procedia – social and behavioral sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 565–570. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.761
  25. Maksimova N., Zeremskaya Yu. Complex Engineering Training as a Key Element of Higher Technical Education Development // Procedia – social and behavioral sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 677–683. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.672
  26. Миронов В. В. Проблемы реформирования российского образования // Метафизика. – 2014 – № 4 (14). – С. 52–60.
Дата публикации 30.04.2018