Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.1, С.23-44
УДК: 
159.964

Ролевая структура подростков в межличностном взаимодействии

Перевозкин С. Б. 1 (Новосибирск, Россия), Андронникова О. О. 2 (Новосибирск, Россия), Перевозкина Ю. М. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный педагогический университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Раскрывается проблема межличностного взаимодействия подростков – поколения, растущего в быстро изменяющемся мире. Цель статьи – определение ролевой структуры подростков в контексте межличностного взаимодействия.
Методология. Исследование проведено на выборке подростков от 13 до 15 лет, в количестве 139 человек, из них 62 мальчика и 77 девочек, учащиеся 7–9 классов общеобразовательных школ г. Новосибирска. В качестве методов исследования применялись проективный метод, анкетирование и опросники, для изучения проявления ролей в сфере контактов у подростков, ролевого конфликта и особенностей взаимодействия и отношений подростка в группе.
Результаты. Приводятся данные о статистически значимых различиях в проявлении ролевых позиций и ролевого конфликта в зависимости от пола, наличия друзей и направленности подростков p < 0,05 (критерий t-Стьюдента), а также о значимых положительных и отрицательных корреляциях между ролевыми образами и оценкой подростками межличностного взаимодействия в группе p < 0,05 (критерий r-Спирмена). Утверждается, что подростки, не имея устойчивого мировоззрения, подвержены влиянию негативных факторов. Особенно это касается подростков, испытывающих сложности в межличностном взаимодействии. Предлагается рассматривать межличностное взаимодействие в рамках символического интеракционизма, которое предполагает, что в основе межличностного взаимодействия лежит ролевое поведение субъекта. Освещается тезис о культурной фиксации базисных ролей, участвующих в межличностном взаимодействии. Обосновано, что исследование подросткового возраста в контексте ролевого подхода позволяет вывести понимание проблемы межличностного взаимодействия на новый уровень.
Заключение. На основе полученных результатов делается вывод об особенностях ролевой структуры подростков в межличностном взаимодействии.

Ключевые слова: 

межличностное взаимодействие; сфера контактов; ролевое поведение; локус ролевого конфликта

Список литературы: 
  1. Андронникова О. О.Возможности трансформации дезадаптивных форм виктимного поведения подростков в образовательном пространстве // Философия образования. – 2014. – № 1. – С. 178–184.
  2. Горностай П. П. Личность и роль: ролевой подход в социальной психологии личности: монография. – Киев: Интерпресс, 2007. – 311 с.
  3. Панцырь С. Н., Новгородцева А. П. Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения // Культурно-историческая психология. – 2013. – № 2. – С. 64–72.
  4. Перевозкина Ю. М.Импазо-ролевая модель диагностики социализации личности // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 5. – С. 126–133.
  5. Рубцова О. В. Ролевая идентичность как интегральная характеристика социальной ситуации развития подростка // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 5. – С. 5–13. 
  6. Халифаева О. А. Особенности проявления креативности в ситуации ролевого конфликта в юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 2. – С. 54–64.
  7. Anthrop J., Allison M. T. Role Conflict and the High School Female Athlete // Research Quarterly for Exercise and Sport. – 1983. – Vol. 54, Issue 2. – P. 104–111. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02701367.1983.10605281
  8. Burdess N. Role Theory and the Local Planner // Urban Policy and Research. - 1987. - Vol. 5, Issue 3. - P. 126–131. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/08111148708551305
  9. Allen D. “Just a Typical Teenager”: The Social Ecology of “Normal Adolescence” - Insights from Diabetes Care // Symbolic Interaction. - 2013. - Vol. 36, Issue 1. - P. 40–59 DOI:  http://dx.doi.org/10.1002/symb.42
  10. Inderbitzen H. M., Walters K. S., Bukowski A. L. The role of social anxiety in adolescent peer relations: Differences among sociometric status groups and rejected subgroups // Journal of Clinical Child Psychology. – 1997. – Vol. 26, Issue 4. – P. 338–348. DOI: http://dx.doi.org/10.1207/s15374424jccp2604_2
  11. Gerardy H., Mounts N. S., Luckner A. E., Valentiner D. P. Mothers’ Management of Adolescent Peer Relationships: Associations With Aggressive, Prosocial, and Playful Behavior // The Journal of Genetic Psychology. – 2015. – Vol. 176, Issue 5. – P. 299–314. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00221325.2015.1066746
  12. Goffman E. On Face-Work. An Analysis of Ritual Elements in Social Interaction // Psychiatry. Interpersonal and Biological Processes. – 1955. – Vol. 18, Issue 3. – P. 213–231. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00332747.1955.11023008
  13. Jackson J. Contemporary criticisms of role theory // Journal of Occupational Science. – 1998. – Vol. 5, Issue 2. – P. 49–55. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/14427591.1998.9686433
  14. Jaskyte K. The Impact of Organizational Socialization Tactics on Role Ambiguity and Role Conflict of Newly Hired Social Workers // Administration in Social Work. – 2005. – Vol. 29, Issue 4. –  P. 69–87. DOI: http://dx.doi.org/10.1300/J147v29n04_05
  15. Kulis S., Marsiglia F. F., Nagoshi J. L. Gender Roles, Externalizing Behaviors, and Substance Use Among Mexican-American Adolescents  // Journal of Social Work Practice in the Addictions. – 2010. – Vol. 10, Issue 3. – P. 283–307. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1533256X.2010.497033
  16. La Greca A. M., Harrison H. M. Adolescent Peer Relations, Friendships, and Romantic Relationships: Do They Predict Social Anxiety and Depression? // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. – 2005.  – Vol. 34, Issue 1. – P. 49–61. DOI: http://dx.doi.org/10.1207/s15374424jccp3401_5
  17. Lennings H. I. B., Bussey K. The mediating role of coping self-efficacy beliefs on the relationship between parental conflict and child psychological adjustment // Social Development. – 2017. – Vol. 26, Issue 4. – P. 753–766. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/sode.12241
  18. Ma H. K. The Relation of Gender-Role Classifications to the Prosocial and Antisocial Behavior of Chinese Adolescents // Journal of Genetic Psychology. Research and Theory on Human Development.  – 2005. – Vol. 166, Issue 2. – P. 189–202. DOI: http://dx.doi.org/10.3200/GNTP.166.2.189-202
  19. Mead G. H. The Social Self // Psychiatry. Interpersonal and Biological Processes. – 1978. – Vol. 41, Issue 2. – P. 178–182. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00332747.1978.11023971
  20. Newcomb Т. М.An Approach to the Study of Communicative Acts // Psychological Review. – 1953. – Vol. 60, Issue 6. – P. 393–404. PMID: 13112341 URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/?term=Newcomb+Т.+М.+An+Approach+to+the+Study+of+Communicative
  21. Neale M., Griffin M. A. A Model of Self-Held Work Roles and Role Transitions // Human Performance. – 2006. – Vol. 19, Issue 1. – P. 23–41. DOI: http://dx.doi.org/10.1207/s15327043hup1901_2
  22. Bai S., Reynolds B. M., Robles T. F., Rena R. L. Daily links between school problems and youth perceptions of interactions with parents: A diary study of school-to-home spillover // Social Development. – 2017. – Vol. 26, Issue 4. – P. 813–830. DOI:  http://dx.doi.org/10.1111/sode.12229
  23. Elliott S. Parents Constructions of Teen Sexuality: Sex Panics, Contradictory Discourses, and Social Inequality // Symbolic Interaction. – 2010. – Vol. 33, Issue 2. – P.  191–212. DOI:  10.1525/si.2010.33.2.191.
  24. Spurlock J. Multiple roles of women and role strains // Health Care for Women International. – 1995. – Vol. 16, Issue 6. – P. 501–508. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07399339509516205
  25. Tatar M., Amram S., Kelman T. Help-seeking behaviours of adolescents in relation to terrorist attacks: the perceptions of Israeli parents // British Journal of Guidance & Counselling. – 2011. – Vol. 39, Issue 2. – P. 131–147. DOI: https://doi.org/10.1080/03069885.2010.547052
  26. Terrion J. L., Rocchi M., O'Rielly S. The Relationship Between Friendship Quality and Antisocial Behavior of Adolescents in Residential Substance Abuse Treatment // Journal of Groups in Addiction & Recovery. – 2015. – Vol. 10, Issue 2. – P. 141–162. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1556035X.2015.1034823
  27. Vlahovic T. A., Roberts S., Dunbar R. Effects of Duration and Laughter on Subjective Happiness Within Different Modes of Communication // Journal of Computer-Mediated Communication. – 2012. – Vol. 17, Issue 4. – P. 436–450. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1083-6101.2012.01584.x
  28. Wang D., Fletcher A. C. The role of interactions with teachers and conflict with friends in shaping school adjustment // Social Development. – 2017. – Vol. 26, Issue 3. – P. 545–559. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/sode.12218
  29. Weninger C., Williams J. P. The Interactional Construction of Social Authenticity: “Real” Identities and Intergroup Relations in a Transylvania Internet Forum // Symbolic Interaction. – 2017. – Vol. 40, Issue 2. – P. 169–189. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/symb.294
  30. Yang X., Wang X., Zhang L., Weidman J. C. Gender role conflict, professional role confidence, and intentional persistence in engineering students in China // Studies in Higher Education. – 2017. – Vol. 42, Issue 2. – P. 248–263. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2015.1045476
Дата публикации 28.02.2018