Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.1, С.45-59
УДК: 
37.013:378

Индивидуально-психологические предикторы адаптивного поведения подростков

Долгова В. И. 1 (Челябинск, Россия), Рокицкая Ю. А. 1 (Челябинск, Россия), Саламатов А. А. 1 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Проблема изучения индивидуально-психологических предикторов адаптивного поведения подростков вызвана его социальной значимостью, с одной стороны, и отсутствием единой теории, объясняющей детерминацию адаптивного поведения подростков, с другой. Цель статьи – представить и проанализировать результаты теоретического и регрессионного исследования показателей самоотношения и копинг-стратегий как индивидуально-психологических предикторов адаптивного поведения подростков.
Методология. Исследование адаптивного поведения проводилось на основе экзистенционального и социально-ориентированного подходов, теории и концепции личности, теории возрастной периодизации. Использованы опросник Н. Н. Мельниковой (форма АСП-1, для подростков) «Адаптивные стратегии поведения»; опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; опросник преодолевающего поведения Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова; методы математико-статистического анализа (описательная статистика, корреляционный анализ К. Пирсона, множественный регрессионный анализ, программа «SPSS 19.0 for WINDOWS»).
Результаты. Выявлены достоверные связи между показателями самоотношения, копинг-стратегий и адаптивного поведения подростков. Установлено, что наибольший вес в формировании адаптивного поведения имеют такие независимые переменные, как интегральный уровень самоотношения, уверенность в себе, самопонимание, юмор, выражение чувств и др. Обоснована тенденция повышения недифференцированного общего чувства «за» по отношению к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и достойному уважения человеку вместе с ростом показателей названных независимых переменных.
Заключение. Предпринятое теоретическое исследование позволило выявить и обосновать зависимость адаптивного поведения подростков от факторов внешнего и внутреннего порядка. К числу внутренних факторов, выполняющих функцию индивидуально-психологических предикторов адаптивного поведения личности, отнесены копинг-стратегии совладания со стрессом и самоотношение личности.
Проведенное эмпирическое исследование с последующим математико-статистическим анализом данных подтвердило предположение о том, что адаптивное поведение является зависимой переменой по отношению к предпочитаемым копинг-стратегиям и показателям самоотношения.

Ключевые слова: 

адаптивное поведение; эмоциональная устойчивость; подростки; индивидуально-психологические предикторы; корреляционный анализ; регрессионный анализ; копинг-стратегии; самоотношение личности

Список литературы: 
  1. Авраамова Е. М., Логинов Д. М.Новые тенденции в развитии школьного образования. По данным ежегодного мониторингового исследования центра экономики непрерывного образования РАНХИГС // Вопросы образования. – 2016. – № 4. – С. 163–185. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-4-163-185
  2. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. – 2017. – № 2. – С. 145–160. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-145-160
  3. Граур М. В. Средства академической адаптации как предикторы самоэффективности обучающихся в среднем звене школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2017. – № 3 (30). – С. 42–47.
  4. Загвязинский В. И. О ценностно-ориентационных основаниях образовательной системы страны // Образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 11–22. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-11-22
  5. Иванова М. В., Савельев В. В. Факторы социально-психологической адаптации подростков к обучению в суворовском военном училище // Образование и наука. – 2016. – № 7. – С. 105–116. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-105-116
  6. Кривенко М. П. Сравнительный анализ процедур регрессионного анализа // Информатика и ее применения. – 2014. – Т. 8, № 3. – С. 70–78. DOI: https://doi.org/10.14357/19922264140308
  7. Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л. С. Выготского // Вопросы образования. – 2017. – № 2. – С. 98–112. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-98-112
  8. Любимов Л. Л. Книга, в которой нуждается каждая школа. Рецензия на книгу: А. А. Леонтьев. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии  (под ред. Д. А. Леонтьева) // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 234–241. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-234-241
  9. Муравьева О. И., Литвина С. А., Богомаз С. А. Средовая идентичность: содержание понятия // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 58. – С. 136–148. DOI: http://doi.org/10.17223/17267080/58/10
  10. Сивак Е. В., Глазков К. П. Жизнь вне класса: повседневная мобильность школьников // Вопросы образования. – 2017. – № 2. – С. 113–133. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-113-133
  11. Трубина Г. П., Зеер Э. Ф., Мащенко М. В. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося // Образование и наука. – 2017. – Т. 19, № 6. – С. 9–32. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-6-9-32
  12. Aelenei C., Lewis Jr. N. A., Oyserman D. No pain no gain? Social demographic correlates and identity consequences of interpreting experienced difficulty as importance // Contemporary Educational Psychology. – 2017. – Vol. 48. – P. 43–55. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2016.08.004
  13. Asmolov A. G. Activity as reality in defining people and activity as a cognitive construct. Activity and the Activity approach to understanding people: The Historical meaning of the Crisis of cultural-activity psychology // Russian education and society. – 2015. – Vol. 57, № 9. – P. 731–756. https://doi.org/10.1080/10609393.2015.1125706
  14. Berzonsky M. D., Papini D. R. Identity processing styles and value orientations: the mediational role of self-regulation and identity commitment // Identity. An international journal of theory and research. – 2014. – Vol. 14, № 2. – P. 96–112. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15283488.2013.858228
  15. Bulfin A. Popular culture and the “new human condition”: Catastrophe narratives and climate change // Global and Planetary Change. – 2017. – Vol. 156. – P. 140–146. DOI: https://doi.org/10.1016/j.gloplacha.2017.03.002
  16. Dolgova V. I. Aspects of emotional stability in volunteers of gerontology programs // Advances in gerontology. – 2014. – Vol. 4, № 4. – P. 278–282. DOI: https://doi.org/10.1134/S2079057014040080
  17. Dolgova V. I., Vasilenko E. A., Kapitanets E. G., Kondratieva O. A.,  Zhakupova Ya. T. Features of social and psychological adaptation of teenagers from foster families in school // Man in India. – 2017. – Vol. 97, № 7. – P. 61–69.
  18. Dudina M. N., Dolgova V. I. New educational paradigm: existentialism is a humanism // Man in India. – 2016. – Vol. 96, № 10. – P. 4043–4050.
  19. Dudina M. N., Dolgova V. I. The Crisis of upbringing in the Contemporary chronotope: potential solutions // Man in India. – 2016. – Vol. 96, № 10. – P. 3503–3511.
  20. Font X., Garay L., Jones S. A Social Cognitive Theory of sustainability empathy // Annals of Tourism Research. – 2016. – Vol. 58. – P. 65–80. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.annals.2016.02.004.
  21. Kiverstein J. Empathy and the responsiveness to social affordances // Consciousness and Cognition. – 2015. – Vol. 36. – P. 532–542. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.concog.2015.05.002
  22. Lachowicz-Tabaczek K., Bajcar B. Future self-appraisals and global self-esteem: Who benefits more from thinking about the future, and why? // Self and identity. – 2017. – Vol. 16, № 4. – P. 460–479. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15298868.2016.1270850
  23. Morrison A. S., Mateen M. A., Brozovich F. A., Zaki J., Goldin P. R., Heimberg R. G., Gross J. J. Empathy for positive and negative emotions in social anxiety disorder // Behaviour Research and Therapy. – 2016. – Vol. 87. – P. 232–242. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.brat.2016.10.005
  24. Oyserman D., Destin M., Novin S. The context-sensitive future self: possible selves motivate in context, not otherwise // Self and identity. – 2015. – Vol. 14, № 2. – P. 173–188. DOI: http://doi.org/10.1080/15298868.2014.965733
  25. Rudolph A., Figge L.Determinants of ecological footprints: What is the role of globalization? // Ecological Indicators. – 2017. – Vol. 81. – P. 348–361. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecolind.2017.04.060
  26. Smortchkova J. Encapsulated social perception of emotional expressions // Consciousness and Cognition. – 2017. – Vol. 47. – P. 38–47. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.concog.2016.09.006
  27. Sokol Y., Serper M. Temporal self appraisal and continuous identity: associations with depression and hopelessness // Journal of affective disorders. – 2017. – Vol. 208. – P. 503–511. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jad.2016.10.033
  28. Vianello M., Schnabel K., Sriram N., Nosek B. Gender differences in implicit and explicit personality traits // Personality and Individual Differences. – 2013. – Vol. 55, № 8. – P. 994–999. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2013.08.008  
  29. Zhakupova Ya. T., Dolgova V. I., Kryzhanovskaya N. V., Kondratieva O. A., Kapitanets E. G. Gifted adolescents: Special qualities of the cognitive activities’ motivational component // Espacios. – 2017. – Vol. 38, № 40. – P. 22. URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384022.html
Дата публикации 28.02.2018