Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.1, С.138-157
УДК: 
303,4; 316.44

Методологические и аксиологические подходы к решению проблем консолидации общества в эпоху глобализации

Майкова В. П. 1 (Москва, Россия), Молчан Э. М. 2 (Сергиев-Посад, Россия), Песоцкий В. А. 3 (Москва, Россия), Беркут В. П. 4 (Балашиха, Россия), Бондарева Я. В. 1 (Москва, Россия)
1 Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет
2 Сергиево-Посадский филиал Высшая школа народных искусств (институт)
3 Московский государственный областной университет
4 1. Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации
Аннотация: 

Проблема и цель. Решение проблемы консолидации современного общества и преодоления кризиса общественного сознания возможно через повышение роли духовно-нравственных ценностей и гармонизацию социально-природного бытия.
Методология. Методологией и основным методом исследования выступает социально-философский анализ актуальных проблем современного общественного сознания, консолидации общества и обеспечения устойчивости социально-природного бытия.
Результаты. Раскрыты понятие и признаки духовно-нравственных ценностей, обеспечивающих модель оптимальной взаимосвязи компонентов общественного сознания и устойчивость социально-природной системы. Представлены признаки современного общественного сознания: новые смыслы, изменившиеся формы его существования и механизмы движения в обществе; обострение противоречий между космополитизмом и религиозностью, прогрессивным либерализмом и моральным кризисом, желанием успешности и безысходного смирения, поиском нового и регрессом во всех сферах жизнедеятельности, свободой и безвыходностью, декларацией деидеологизации и стремлением к идеологии потребителя; виртуализацией объективной реальности и самого общественного сознания. Акцентировано внимание на обострении существующих противоречий рациональности и нравственности, виртуальности и реальности, транснационального глобализма и национальных культур, приводящих к конфликтам и кризисам, влекущим глобальные следствия. Представлена модель общественного сознания как открытой системы. Обоснована необходимость формирования положительных обратных связей, которые в рамках разработанной модели конкретизируются в связи, консолидирующие общество и обеспечивающие гармоничное взаимодействие общества и природы.
Заключение. Решение проблем консолидации современного общества, преодоление существующего кризиса общественного сознания и обеспечение устойчивости социально-природной системы возможно через признание и реализацию ведущей роли духовно-нравственных ценностей и гармонизацию социально-природного бытия.

Ключевые слова: 

глобальные проблемы; глобализация; общественное сознание; духовно-нравственные ценности; модель; устойчивое развитие; положительная обратная связь; социально-природное бытие

Список литературы: 
  1. Пушкарёва Е. А. Непрерывное образование в развитии изменяющихся общества и личности: интеграция исследовательских позиций в России и за рубежом // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 4. – С. 438–445. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.085.020.201604.438-445
  2. Nasibulina АEducation for Sustainable Development and Environmental Ethics // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 1077–1082. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.708
  3. Drouin E., Drouin A.-S. Jean Lhermitte on Consciousness // L’Encéphale. – 2017. – Vol. 43, Issue 5. – P. 407–408. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.encep.2017.03.007
  4. Tan B. P., Naidu N. B. M., Osman Z. J. Moral values and good citizens in a multi-ethnic society: A content analysis of moral education textbooks in Malaysia // The Journal of Social Studies Research. – 2017. – In Press.  DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jssr.2017.05.004
  5. Kudashov V. I., Chernykh S. I., Yatsenko M. P., Grigoreva L. I., Pfanenshtil I. A., Rakhinsky D. V. Historical reflection in the educational process: an axiological approach // Analele universitatii din craiova – seria istorie. – 2017. – Vol. 22, № 1.   – Р. 139–147.
  6. Cooper N.Brady E.Steen H.Bryce R. Aesthetic and spiritual values of ecosystems: Recognising the ontological and axiological plurality of cultural ecosystem ‘services’ // Ecosystem Services. – 2016. – Vol. 21, Part B. – P. 218–229.  DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ecoser.2016.07.014
  7. Беркут В. П. Социально-философский анализ в методологии научного познания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2016. – № 1. – С. 14–23.  DOI: http://dx.doi.org/10.18384/2310-7227-2016-1-14-23
  8. Rudolph A., Figge L. Determinants of Ecological Footprints: What is the role of globalization? // Ecological Indicators. – 2017. – Vol. 81. – P. 348–361. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ecolind.2017.04.060
  9. Kostyukova T. A., Petrova G. I.Sklyarova T. V.Simakova T. P. Self-determination of Youth and Traditional Moral Values: The Role of Russian Literature //Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 200. – P. 261–266. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.062 
  10. Yilmaz O., Saribay A. Activating analytic thinking enhances the value given to individualizing moral foundations // Cognition. – 2017. – Vol. 165. – P. 88–96. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.cognition.2017.05.009
  11. Mareš J. Moral distress: Terminology, theories and models // Kontakt. – 2016. – Vol. 18, Issue 3. – P. e137–e144.  DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.kontakt.2016.07.001
  12. Šmajs J. The philosophical conception of a constitution for the Earth // Human Affairs. – 2015. – Vol. 25, Issue 3. – P. 342–361.  DOI: http://dx.doi.org/10.1515/humaff-2015-0028
  13. Kekulawala M.,  Johnson T. R. B. Ethical issues in global health engagemen // Seminars in Fetal and Neonatal Medicine. – 2017. – In Press. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.siny.2017.09.004
  14. Kantola J., Liu Y., Peura P., Leeuw T., Zhang Y., Naaranoja M., Segev A., Huisingh D. Innovative products and services for sustainable societal development: Current reality, future potential and challenges // Journal of Cleaner Production. – 2017. – Vol. 162, Supplement. – P. S1–S10. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.07.091
  15. Бондарева Я. В., Завьялов А. С. Цифровое инфопространство и его характеристики // Сибирский учитель. – 2016. – № 3 (106). – С. 35–38.
  16. Майкова В. П.Молчан Э. М.Духовность как фактор устойчивости социальных систем // Вестник Московского государственного областногоуниверситета. Серия: Философские науки. – 2017. – № 1. – С. 46–53.  DOI: http://dx.doi.org/10.18384/2310-7227-2017-1-46-53  
  17. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: монография. – М.: Прометей, 2004. – 327 с.
  18. Shapiro D., Hobdari В., Oh C. H. Natural resources, multinational enterprises and sustainable development // Journal of World Business. – 2018. – Vol. 53, Issue 1. – P. 1–14.  DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jwb.2017.09.005
  19. Uwizeye A., Gerber P. J., Groen E. A., Dolman M. A., Schulte R. P. O., de Boer I. J. M. Selective improvement of global datasets for the computation of locally relevant environmental indicators: A method based on global sensitivity analysis // Environmental Modelling & Software. – 2017. – Vol. 96. – P. 58–67. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.envsoft.2017.06.041
  20. Молчан Э. М. Формирование духовно-нравственных ценностей в системе профессионального образования как условие духовной безопасности общества // Гуманитарный вестник Военной академии Ракетных войск стратегического назначения. – 2016. – № 4-2 (4). – С. 85–89.
  21. Бондарева Я. В. К вопросу о предмете исследования философии образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2016. – № 2. – С. 6–12. DOI: http://dx.doi.org/10.18384/2310-7227-2016-2-6-12
  22. Cano-Kollmann M., Hannigan T. J., Mudambi R. Global Innovation Networks – Organizations and People // Journal of International Management. – 2017. – In Press. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.intman.2017.09.008
  23. Пушкарева Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 172 с.
  24. Reid A. J., Brooks J. L., Dolgova L., Laurich B., Sullivan B. G., Szekeres P., Wood S. L. R., Bennett J. R., Cooke S. J. Post-2015 Sustainable Development Goals still neglecting their environmental roots in the Anthropocene // Environmental Science & Policy. – 2017. – Vol. 77. – P. 179–184.  DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.envsci.2017.07.006
  25. Песоцкий В. А.Философема в структуре философского знания: опыт классификации философем // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2016. – № 2. – С. 22–35. DOI: http://dx.doi.org/10.18384/2310-7227-2016-2-22-35
  26. Нестик Т. А.Социальная психология времени: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, № 3. – С. 5–19.
  27. Sharpe M. E. The principles of science education in today’s schools: A roundtable // Russian Education and Society. – 2006. – Vol. 48, № 1. – P. 37–71. DOI: http://dx.doi.org/10.2753/RES1060-9393480103
  28. Yachina N. The Problem of Spiritual and Moral Formation of  Personality // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 197. – P. 1575–1579. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.113
Дата публикации 28.02.2018