Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, No.6, С.134-151
УДК: 
17:37.012.01

К пониманию педагогической рефлексии учителя: обоснование гуманитарной модели

Кожевникова М. Н. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Филиал федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербурге
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблемам понимания, использования, обучения педагогической рефлексии и имеет своей целью философскую проблематизацию педагогической рефлексии как таковой, ведущую к обоснованию и методологической разработке ее гуманитарной модели.
Методология. Исследование произведено в рамках методологии философии образования с использованием эпистемологического анализа, феноменологических подходов, социально-философской критики. При разработке гуманитарной модели рефлексии применялась методология включенного наблюдения.
Результаты. Автор анализирует трактовки и практики педагогической рефлексии, включающие зарубежные теории Д. Шона, К. Зейчнер и К. Листона, П. Ворвика и других ученых, движения «рефлективного учительствования» и «исследования-в-действии», а в России – теории и практики методологической школы, психологическую концепцию и методологию А. А. Бизяевой, рефлексивно-ориентированную модель педагогического образования И. А. Стеценко и др. Различив виды рефлексии, автор выделяет гуманитарную рефлексию. Философский анализ природы рефлексии подводит к проблеме профессионального самосознания учителя. Эпистемология педагогической рефлексии объясняет соотношение рефлексии и действия, «знания, что» и «знания, как» и классификацию рефлексии «в две петли» и «в одну петлю». Под рефлексией в разных педагогических работах подразумеваются разные по своей природе события. Были определены разные виды педагогической рефлексии, из которых выделена и обоснована гуманитарная. Сделан вывод о том, что гуманитарная рефлексия возможна в разных масштабах использования, с разными уровнями теоретической концептуализации и результатами, в зависимости от типов ситуаций. Для ее освоения в непрерывном педагогическом образовании по авторской модели «Творческий самоопределяющийся рефлексивный учитель в педагогическом обучающемся сообществе» была разработана особая методология.
Заключение. Отличная от организационно-деятельностной и логико-методологической/техницистской, гуманитарная рефлексия, как было выявлено, имеет значение пути к «подлинности учителя», что обосновывает необходимость рефлексивной позиции педагога. Благодаря ее возможностям «конденсации» и «кристаллизации» человекомерных личностных смыслов в бытии учителем и в ближайшем будущем ее актуальность перед лицом вызовов появления искусственного интеллекта в образовании может только возрасти.

Ключевые слова: 

гуманитарная рефлексия; философия образования; классификация моделей; подлинность учителя; невыразимое практическое знание; герменевтическая практика

Список литературы: 

                         

  1. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия: монография. – Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. – 213 с. 
  2. Кожевникова М. Н. Субъектность ученика и автономия учителя: образовательно-философский анализ // Человек и образование. – 2015. – № 1 (42). – С. 63–67.
  3. Кожевникова М. Н. Творческий самостоятельный рефлексивный учитель: модель подготовки педагога // Человек и образование. – 2016. – № 1 (46) – С. 115–121.
  4. Стеценко И. А. Формирование педагогической рефлексии в системе высшего педагогического образования // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – Т. 4. – С. 37–40.
  5. Argyris C., Schön D. A. Organizational learning: A theory of action perspective // Reis. – 1997. – № 77/78. – С. 345–348. Google Scholar
  6. Argyris C., Schön D. A. Organisational Learning II: Theory, method, and practice. –  Addison-Wesley, 1996. Google Scholar
  7. Beck C., Kosnik C. Reflection-in-Action: In Defence of Thoughtful Teaching // Curriculum Inquiry. – 2001. – Vol. 31, Issue 2. – P. 217–227. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/0362-6784.00193
  8. Belvis E., Pineda P., Armengol C., Moreno V. Evaluation of reflective practice in teacher education // European Journal of Teacher Education. – 2013. – Vol. 36, Issue 3. – P. 279–292. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02619768.2012.718758 
  9. Berci M. E. The Staircase of teacher development: a perspective on the process and consequences of the unity and integration of self // Teacher Development. – 2006. – Vol. 10, Issue 1. – P. 55–71. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13664530600587113
  10. Finefter-Rosenbluh I. Behind the scenes of reflective practice in professional development: A glance into the ethical predicaments of secondary school teachers // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 60. – P. 1–11 DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.07.028
  11. Higgins Ch. The good life of teaching: an ethics of professional practice // Journal of Philosophy of Education. – 2010. – Vol. 44, Issue 2-3. – P. 189–478. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jope.2010.44.issue-2-3/issuetoc
  12. Jay J. K., Johnson K. L. Capturing complexity: a typology of reflective practice for teacher education // Teaching and Teacher Education. – 2002. – Vol. 18, Issue 1. – P. 73–85. DOI: https://doi.org/10.1016/S0742-051X(01)00051-8 
  13. Jurow S. A. Cultivating Self in the context of transformative professional development // Journal of Teacher Education. – 2009. – Vol. 60, Issue 3. – P. 277–290. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487109336895
  14. Mann S. J., Walsh S. RP or 'RIP': a critical perspective on reflective practice // Applied Linguistics Review. – 2013. – Vol. 4 (2). DOI: http://dx.doi.org/10.1515/applirev-2013-0013
  15. McMillan J. H., Schumacher S. Research in education: Evidence-based inquiry. – Pearson Higher Ed, 2014. Google Scholar
  16. Oakley G., Pegrum M., Johnston Sh. Introducing e-portfolios to pre-service teachers as tools for reflection and growth: lessons learnt. – Asia-Pacific Journal of Teacher Education. – 2014. – Vol. 42, Issue 1. – P. 36–50. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1359866X.2013.854860
  17. Palmer P. J. The courage to teach: Exploring the inner landscape of a teacher's life. – John Wiley & Sons, 2017. Google Scholar
  18. Schon D. A. The reflective practitioner: How professionals think in action. – Basic books, 1984. – Vol. 5126. Google Scholar
  19. Schon D. Teaching artistry through reflection-in-action // New Thinking in Organizational Behaviour / Ed. Tsoukas H. – Oxford: Butterworth-Heinemann, 1994. – P. 235–249. Google Scholar
  20. Sellars M. Reflective Practice for Teachers. – London: SAGE, 2017. Google Scholar
  21. Sellars M. Teachers and change: The role of reflective practice // Procedia – Social and Behavioral Sciences.  – 2012. – Vol. 55. – P. 461–469.  DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.09.525
  22. Selmo L., Orsenigo J. Learning and Sharing through Reflective Practice in Teacher Education in Italy // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 1925–1929. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.496
  23. Weimer M. Authenticity in Teaching // The Teaching Professor. – 2011.  – October 2, Issue. URL: http://www.montana.edu/teachlearn/documents/AuthenticityinTeaching_article.pdf
  24. Werbińska D. From trainee to teacher. Reflective practice for novice teachers // System. – 2016. – Vol. 60. – P. 137–138. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2016.05.004
  25. Zeichner K., Liston D. Teaching student teachers to reflect // Harvard Educational Review. – 1987. – Vol. 57, № 1. – P. 23–49. DOI: https://doi.org/10.17763/haer.57.1.j18v7162275t1w3w
Дата публикации 30.12.2017