Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.1, С.7-22
УДК: 
378+316.3/.4+159.94

Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования

Омельченко Е. А. 1 (Новосибирск, Россия), Чеснокова Г. С. 1 (Новосибирск, Россия), Агавелян Р. О. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье раскрывается актуальная проблема подготовки будущих педагогов для системы дошкольного образования, связанная с представленностью самовыражения в системе ценностей, которые они могут демонстрировать при выполнении профессиональной деятельности. Целью стало определение особенностей самовыражения в выявленном нами содержании системы ценностных ориентаций будущих педагогов, соотнесение полученных данных с ценностями зарубежных студентов и ценностями учащихся других вузов нашей страны.
Методология. Содержание системы ценностных ориентаций респондентов выяснялось с помощью морфологического теста жизненных ценностей (В. В. Сопов, Л. В. Карпушина). Выборку составили 116 студентов. Для описания ценностей зарубежных студентов анализировались публикации, содержащие соответствующие данные.
Результаты. В результате исследования выявлено, что для успешного решения задач профессиональной деятельности, касающихся взаимодействия с другими людьми, будущим педагогам дошкольного образования необходимо во время обучения в вузе приобрести положительный опыт самовыражения. В самовыражении выделены две стороны: внутренняя (самораскрытие) и внешняя (самопрезентация), позволяющие педагогу успешно раскрывать другим людям то, что для него значимо, и создавать в их представлении желаемый образ самого себя. Подчеркивается, что основой самовыражения выступают ценностные ориентации личности. Отмечается, что самовыражение может присутствовать в них как самостоятельный элемент, или является составляющей частью других ценностей, или в нем ценности личности находят свое отражение. Анализ отечественных и зарубежных исследований показал отличия в системах ценностных ориентаций обучающихся в вузах, состоящие в том, что у зарубежных студентов на первом месте ценности, связанные с социальными контактами, что демонстрирует их ориентацию на положительное самовыражение во взаимодействии с другими людьми, а у российских студентов преобладает ориентация в самовыражении на самих себя – собственные потребности, желания, настроение и т. д.
Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что для будущих педагогов дошкольного образования, обучающихся на первом курсе Института детства НГПУ, значимы такие ценности, как социальные контакты, саморазвитие, креативность, достижения.

Ключевые слова: 

самовыражение; самопрезентация; самораскрытие; будущие педагоги; профессия педагога; профессиональная деятельность; реализация жизненных ценностей; ценности студентов

Список литературы: 
  1. Cătălin М. C., Andreea Р.  Brands as a Mean of Consumer Self-expression and Desired Personal Lifestyle // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 109. – P. 103–107. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.12.427
  2. Espindola L. S., Silveira M. S. Self-expression and discourse continuity in a multilevel EUD environment: The case of moodle // Journal of Visual Languages & Computing. – 2017. – Vol. 40. – P. 36–50. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jvlc.2017.04.003
  3. Fatoki O. The Personal Values of University Students in South Africa // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2014. – Vol. 5, № 23. – P. 758–763. DOI: http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2014.v5n23p758
  4. Flett G. L., Baricza C., Gupta A., Hewitt P. L., Endler N. S. Perfectionism, psychosocial impact and coping with irritable bowel disease: a study of patients with Crohn’s disease and ulcerative colitis // Journal of Health Psychology. – 2011. – Vol. 16, Issue 4. – P. 561–571. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1359105310383601
  5. Hart W., Adams J., Burton K. A., Tortoriello G. K. Narcissism and self-presentation: Profiling grandiose and vulnerable Narcissists' self-presentation tactic use // Personality and Individual Differences. – 2017. – Vol. 104. – P. 48–57. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.06.062
  6. Johnson M. Relations between explicit and implicit self-esteem measures and self-presentation // Personality and Individual Differences. – 2016. – Vol. 95. – P. 159–161. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.02.045
  7. Kocer H. The Evaluation of the Art Activities Applied in Preschool Education Programmes in Terms of Self-Expression Opportunity Given to Child // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 51. – P. 289–295. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.08.161
  8. Leung J. Y. H., Cheung R. W. L., Chow H. University Students’ Socially Responsible Values and Capacities for Service Leadership // Promoting Service Leadership Qualities in University Students. – 2015. – Vol. 6. – P. 177–195. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-981-287-515-0_12
  9. Liang B., Zhang Y., Chen W., Chen S.Connotation and Structure of University Students’ Marriage Values // Cross-Cultural Communication. – 2014. – Vol. 10, № 3. – P. 48–54. DOI: http://dx.doi.org/10.3968/4722
  10. Marriott T. C., Buchanan T. The true self online: Personality correlates of preference for self-expression online, and observer ratings of personality online and offline // Computers in Human Behavior. – 2014. – Vol. 32. – P. 171–177. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2013.11.014
  11. Mayshak R., Sharman S. J., Zinkiewicz L., Hayley A. The influence of empathy and self-presentation on engagement with social networking website posts // Computers in Human Behavior. – 2017. – Vol. 71. – P. 362–377. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.02.026
  12. Niessen A. S. M., Meijer R. R., Tendeiro J. N. Measuring non-cognitive predictors in high-stakes contexts: The effect of self-presentation on self-report instruments used in admission to higher education // Personality and Individual Differences. – 2017. – Vol. 106. – P. 183–189. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.11.014
  13. Thorkildsen T. A., Xing K. Facebook as a Tool for Enhancing Communication and Self-Expression // Emotions, Technology, and Social Media / Ed. Sh. Tettegah. – Elsevier, 2016. – P. 117–138. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-801857-6.00007-5
  14. de Vries L., Peluso A. M., Romani S., Leeflang P. S. H., Marcati A. Explaining consumer brand-related activities on social media: An investigation of the different roles of self-expression and socializing motivations // Computers in Human Behavior. – 2017. – Vol. 75. – P. 272–282. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.05.016
  15. Агавелян О. К., Агавелян Р. О. Эмпатия как фактор готовности к профессионально-педагогической деятельности // Гуманизация образования. – 1995. – № 4. – С. 47–53.
  16. Анистратенко Т. Г. Социальная рефлексия в форме самовыражения: социально-философский анализ // Общество и право. – 2017. – № 2. – С. 275–279.
  17. Бильданова В. Р., Гришанина Э. Д. Профессиональные ценностные ориентации студентов // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 79–79.
  18. Галкина Г. А., Грибкова Е. И. Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 432–432.
  19. Кутейников А. Н., Огарева Е. И. Ценностные ориентации студентов как фактор адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-4. – С. 989–993.
  20. Лупанова Н. А. Особенности выявления взаимосвязи информационного развития личности с ее готовностью к профессиональному самовыражению // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 1. – С. 47–51.
  21. Омельченко Е. А. Качественные характеристики становления культуры самовыражения будущих педагогов // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 385–389.
  22. Попова И. В. Принципы реализации аксиологического подхода в развитии культуры эмоционального самовыражения подростка // В мире научных открытий. – 2015. – № 1-1. – С. 635–642. DOI: http://dx.doi.org/10.12731/wsd-2015-1.1-16
  23. Салютнова В. И., Шибанова Н. М. Творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности: структурно-содержательный анализ // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. – 2011. – № 5. – С. 104–109.
  24. Соловьева Е. М., Заусенко И. В. Ценности и карьерные ориентации студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 503–503.
  25. Тарасова И. В. Психологические тенденции профессионального самовыражения преподавателей вуза с различным стажем работы // Акмеология. – 2017. – № 3. – С. 64–69.
  26. Чеснокова Г. С., Чесноков В. А. Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.  А.  Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2015. – Т. 21, № 3. – С. 94–99.
  27. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография. – Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2009. – 192 с.
Дата публикации 28.02.2018