Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 4, С. 108–123
УДК: 
378.147.34 + 159

Технология коммуникативного обучения как средство формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза в процессе изучения иностранного языка

Францева Е. Н. 1 (Ставрополь, Россия), Прилепских О. С. 1 (Ставрополь, Россия), Кузнецова Е. Н. 1 (Ставрополь, Россия), Донцов А. В. 1 (Ставрополь, Россия), Корлякова С. Г. 1 (Ставрополь, Россия)
1 Ставропольский государственный педагогический институт
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассмотрена проблема эффективности применения технологии коммуникативного обучения как средства формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза в процессе изучения иностранного языка. Цель статьи – проанализировать эффективность применения технологии коммуникативного обучения в процессе изучения иностранного языка студентами педагогического вуза.
Методология. Методологической основой исследования стали идеи гуманистической педагогики; деятельностный поход, концепции компетентностного подхода в образовании и коммуникативного подхода в обучении иностранному языку; теория моделирования будущей профессиональной деятельности в ситуациях речевого общения.
Результаты. Технология коммуникативного обучения является эффективной при соблюдении следующих условий: реализации принципа индивидуального подхода в обучении; учете коммуникативных способов овладения студентами вторым языком; развитии восприятия, памяти, речевой активности, вербального мышления, мотивации студентов к обучению, эмпатии, рефлексии, межличностного общения. Проанализированы и приведены примеры использования диалога, полилога, дискуссии, эссе как основных методов формирования навыков говорения, чтения, аудирования, письма в процессе изучения английского языка.
Заключение. Апробация технологии коммуникативного обучения в образовательном пространстве педагогического вуза подтвердила ее эффективность как средства формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка. Применение технологии способствует более быстрой сформированности коммуникабельности студентов, мотивации к изучению иностранного языка, высокой результативности формирования практических иноязычных навыков студентов.

Ключевые слова: 

коммуникативная компетентность; технология коммуникативного обучения; коммуникативно-ориентированное обучение; психологические условия обучения; иноязычные навыки; мотивация студентов; коммуникативная компетентность студентов

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

The technology of communicative teaching as a means of forming communicative competence of pedagogical university students in the process of learning a foreign language

Библиографическая ссылка:
Францева Е. Н., Прилепских О. С., Кузнецова Е. Н., Донцов А. В., Корлякова С. Г. Технология коммуникативного обучения как средство формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза в процессе изучения иностранного языка // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 108–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1704.07
Список литературы: 
  1. Bissenbayeva Z., Ubniyazova S., Saktaganov B., Bimagambetova Z., Baytucaeva A. Communicative Competence Development Model // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Vol. 82. – P. 942–945. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.375
  2. Blatner A. Enacting the new academy: Sociodrama as a powerful tool in higher education // ReVision: A Journal of Consciousness & Transformation. – 2006. – Vol. 29. – P. 30–35. http://www.blatner.com/adam/level2/blatnerefs.html
  3. Candel-Mora M. Á. Attitudes towards intercultural communicative competence of English for specific purposes students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 178. – P. 26–31. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.03.141
  4. Denisenkova N. S., Nisskaya A. K. The role of teacher-child interaction in promoting peer communication // Psychology in Russia: State of the Art. – 2016. – № 9 (3). – P. 173–187. DOI: http://dx.doi.org/10.11621/pir.2016.0312
  5. Didenko I. A., Frantseva E. N. Features of interaction between preschool teachers and “special” children and their parents // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 233. – P. 459–462. http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.190.
  6. Fejes A., Johansson K., Dahlgren M. Learning to play the seminar game: students’ initial encounters with a basic working form in higher education // Teaching In Higher Education. – 2005. – Vol. 10, Issue 1. – P. 29–41. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1356251052000305516
  7. Lasala C. B. Communicative competence of secondary senior students: Language instructional pocket // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 134. – P. 226–237. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.04.243
  8. Lehtomäki E., Moate J., Posti-Ahokas H. Global connectedness in higher education: student voices on the value of cross-cultural learning dialogue // Studies in Higher Education. – 2016. – Vol. 41, Issue 11. – P. 2011–2027. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2015.1007943
  9. Poolsawad K., Kanjanawasee S., Wudthayagorn J. Development of an English Communicative Competence Diagnostic Approach // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 191. – P. 759–763. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.462
  10. Popescu-Mitroi M.-M., Todorescu L.-L., Greculescu A. The Impact of Psycho-Pedagogical Training on Communicative Competence // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 191. – P. 2443–2447. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.723
  11. Rudenko N. S., Krylova S. G. Pilot study of the influence of a communicator’s speech characteristics on a recipient’s willingness to maintain interaction in cross-cultural online communication // Psychology in Russia: State of the Art. – 2016. – № 9 (2). – P. 112–128. http://dx.doi.org/10.11621/pir.2016.0209.
  12. Sergeeva N. N. Foreign Language Communicative Competence in the Field of Professional Activity: Model and Method Development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 154. – P. 250–253. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.10.145.
  13. Skyrme G., McGee A. Pulled in many directions: tensions and complexity for academic staff responding to international students // Teaching in Higher Education. – 2016. – Vol. 21, Issue 7. – P. 759–772. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13562517.2016.1183614
  14. Spitzberg B. H. The Interactive Media Package for Assessment of Communication and Critical Thinking (IMPACCT©): Testing a programmatic online communication competence assessment system // Communication Education. – 2011. – Vol. 60, Issue 2. – P. 145–173. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03634523.2010.518619.
  15. Stevens R.Role-play and student engagement: reflections from the classroom // Teaching in Higher Education. – 2015. – Vol. 20, Issue 5. – P. 481–492. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13562517.2015.1020778
  16. Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Савин В. А. Диалог культур как смыслотехнология формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза // Российский психологический журнал. – 2013. – Т. 10, № 1. – С. 46–58. – С. 49.
  17. Агапов И. Г, Шишов С. Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 2. – С. 58–62.
  18. Боровикова М. В., Лазутина Е. А. Формирование коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся на примере интегрированного урока (из опыта работы) // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 1 (37). – С. 5–14.
  19. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия и коммуникативная компетентность: монография. – Челябинск: АТОКСО, 2007. – 252 с.
  20. Захарова Т. В., Басалаева Н. В., Казакова Т. В., Игнатьева Н. К., Киргизова Е. В., Бахор Т. А. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 2.
  21. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: моногр. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.
  22. Каменева И. Ю. Психолого-педагогические особенности диалоговой ситуации в образовательном процессе // Российский психологический журнал. – 2015. – Т. 12, № 3. – С. 40–49.
  23. Колесина К. Ю., Годованая О. Н. Формирование языковой компетентности студентов в процессе гуманитарной подготовки // Российский психологический журнал. – 2015. – Т. 12, № 3. – С. 50–59. – С. 54.
  24. Костина Е. А. Академическая мобильность студентов высшей школы России: кросс-культурный подход // Философия образования. – 2014. – № 6 (57). – С. 64–76.
  25. Костина Е. А. Кросс-культурный подход к организации академической мобильности студентов педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 5 (54). – С. 69–71.
  26. Костина Е. А. Эффективная межкультурная коммуникация в контексте изучения иностранного языка // Сибирский учитель. – 2012. – № 80. – С. 9–12.
  27. Метелева Л. А., Осадченко И. И., Коновалова Е. Ю. Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 1. – С. 243–246. 
Дата публикации 31.08.2017