Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, No.6, С.195-211
УДК: 
378.147

Формирование предпринимательских компетенций выпускника вуза в условиях перехода к университетам третьего поколения

Ферейра Р. 1 (Претория, ЮАР), Лизунков В. Г. 2 (Юрга, Россия), Полицинская Е. В. 2 (Юрга, Россия)
1 Университет Претории
2 Юргинский технологический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
Аннотация: 

Проблема и цель. Исследуется проблема формирования предпринимательских компетенций в ответ на требования мирового рынка труда к современному выпускнику вуза. Эта тематика является актуальной, т. к. в мировом образовательном пространстве происходит принципиальное изменение всей системы высшего образования и организационной структуры вузов – превращение их в университеты третьего поколения: проектно-ориентированные, инновационные, предпринимательские. Цель статьи – выявить уровень сформированности предпринимательских компетенций у студентов технического вуза в условиях перехода к университетам третьего поколения.
Методология. В исследовании приняли участи 187 студентов различных направлений подготовки третьего и четвертого курсов Национального исследовательского Томского политехнического университета и 86 представителей бизнеса Кемеровской и Томской областей. Мониторинг развития сформированности предпринимательских компетенций у студентов велся через наблюдение, групповую работу над бизнес-кейсами, анкетирование, интервьюирование.
Результаты. Авторами были выявлены критерии и уровни сформированности предпринимательских компетенций. Среди контингента студентов у большинства уровень сформированности предпринимательских компетенций находится на низком и среднем уровне.
Заключение. Сформировать высокий уровень предпринимательских компетенций возможно при реализации в образовательном процессе вуза взаимодействия компетентностного, контекстного, проблемного и личностно-ориентированного подходов к обучению.

Ключевые слова: 

предпринимательство, университеты третьего поколения, предпринимательские компетенции, выпускник вуза, образовательный процесс.
педагогика; методы обучения; высшее образование; компетенции; преподаватель университета; образовательный процесс; предпринимательство

Список литературы: 
  1. Flodin J.The impact of student feedback on teaching in higher education // Assessment and Evaluation in Higher Education. – 2017. – Vol. 42 (7). – P. 1054–1068. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/02602938.2016.1224997
  2. Lizunkov V. G., Marchuk V. I., Malushko E. Y., Maletina O. A., Zavjyalova A. V. Economical and Managerial Competencies of Bachelors in Mechanical Engineering // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. – 2017. – Vol. 19. – P. 456–463. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.01.62
  3. Lizunkov V. G., Marchuk V. I., Podzorova E. A. Identification of Criteria, Features and Levels of Economic and Managerial Competencies Development for Bachelors in Mechanical Engineering // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 206. – P. 388–393. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.071
  4. Loshchilova M. A., Lizunkov V. G., Zavjyalova A. V. Professional Training of Bachelors in Mechanical Engineering, Based on Networking Resources // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 206. – P. 399–405. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.073
  5. Menon M. E., Markadjis E., Theodoropoulos N., Socratous M.Influences on the intention to enter higher education: the importance of expected returns // Journal of Further and Higher Education. – 2017. – Vol. 41 (6). – P. 831–843. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/0309877X.2016.1188897
  6. Passaro R., Scandurra G., Thomas A. The Emergence of Innovative Entrepreneurship: Beyond the Intention - Investigating the Participants in an Academic // International Journal of Innovative and Technological Management. – 2017. – Vol. 14 (5). – P. 1750025. DOI: https://dx.doi.org/10.1142/S0219877017500250 
  7. Suzdalova M. A., Lizunkov V. G., Malushko E. Y., Sytina N. A., Medvedev V. E. Innovative Forms of Partnership in Development and Implementation of University-Business Cooperation // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. – 2017. – Vol. 19. – P. 450–455. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.01.61
  8. Suzdalova M. A., Politsinskaya E. V., Sushko A. V. About the problem of professional personnel shortage in mechanical engineering industry and ways of solving // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 206. – P. 394–398. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.072
  9. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. – 216 c.
  10. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. – 2010. – № 5. – С. 32–37.
  11. Вербицкий А. А. Новые грани вечной проблемы образования в контексте и вне его // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 8. – С. 6–13.
  12. Головко Н. В., Зиневич О. В., Рузанкина Е. А.Университет третьего поколения: Б. Кларк и Й. Уисема // Высшее образование в России. – 2016. – № 8-9. – С. 40–47.
  13. Девяткин Е. А., Ласковец С. В. Роль вузов в развитии предпринимательских компетенций студентов // Статистика и Экономика. – 2014. – № 6. – С. 3–8.
  14. Елизова Е. И. Компетентностный подход в системе лингвокоммуникативной подготовки студентов вуза // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. – № S3. – С. 11–15.
  15. Зарипова Н. Ш. Обучение предпринимательству в современном социокультурном пространстве // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2014. – № 6 (14). – С. 220–222.
  16. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Какого его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 8. – С. 20–26.
  17. Масюк Н. Н., Межонова Л. В., Шиловская Л. Л. Инновационная учебная бизнес-среда как основа формирования предпринимательских компетенций в вузе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2014. – № 7 (39). – С. 19.
  18. Ревин И. А., Цыбулевская Д. Л. Развитие предпринимательских компетенций у студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 514.
  19. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. – 2015. – № 11. – С. 5–17.
  20. Рубин Ю. Б., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. – 2017. – № 6. – С. 16–28.
  21. Сафин Р. С., Матухин Е. Л., Шайдуллина А. Р., Зялаева Р. Г. Обучение инновационному предпринимательству в системе непрерывного профессионального образования // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 5-6 (95). – С. 79–96.
  22. Франовская Г. Н. Обучение предпринимательству: особенности и задачи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2013. – № 1. – С. 190–194.
  23. Хачин С. В., Кизеев В. М., Иванченко М. А. Опыт Томского политехнического университета в обучении инженерному предпринимательству // Мир образования – образование в мире. – 2012. – № 4. – С. 137–143.
  24. Шерихова И. Е. Никитинская Е. Б. Личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения студентов вуза // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – № 6. – С. 215–218.
  25. Щербакова Е. А. Инновационный подход к обучению предпринимательству // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. – 2012. – № 3. – С. 83–86.
Дата публикации 30.12.2017