Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 4, С. 52–71
УДК: 
372.016 + 8111.111

Принципы описания методического потенциала художественного текста на иностранном языке

Цепкова А. В. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье обсуждается проблема руководства выпускной квалификационной работой (ВКР) комплексного характера, материалом исследования в которой является художественный текст как средство обучения иностранному языку. Цель статьи – выработка принципов выполнения ВКР комплексного характера как формы итоговой аттестации, через которую студент выпускного курса способен продемонстрировать владение общепрофессиональными, профессиональными, предметными и специальными компетенциями, приобретенными при освоении образовательной программы.
Методология. Основана на методе наблюдения (систематизация личного опыта преподавания английского языка и англоязычной литературы и опыта руководства ВКР соответствующей тематики); методах анализа и синтеза, направленных на интеграцию литературоведческого, лингвистического и методического подходов к исследованию художественного текста; методе моделирования, связанном с построением алгоритма выполнения ВКР комплексного характера.
Результаты. Выработка алгоритма экспертизы аутентичного иноязычного художественного произведения на предмет возможностей его использования при обучении иностранному языку. При этом выявление методического потенциала текста осуществляется на экстралингвистическом, художественном и языковом уровнях текста. Анализ каждого из названных уровней направлен на установление соответствия между специфическими особенностями текста и типами заданий или формами работы, применимыми в рамках занятий коммуникативной направленности, цель которых – обучение чтению.
Заключение. Предлагаемый алгоритм исследовательской работы, основанный на комплексном подходе к художественному тексту как источнику языковой, литературоведческой, социокультурной, исторической информации, может быть эффективно использован при разработке учебно-методических материалов, развивая соответствующие компетенции студента, завершающего освоение программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык».

Ключевые слова: 

выпускная квалификационная работа; бакалавр; педагогика; методика обучения иностранному языку; художественный текст; лексико-грамматический анализ; художественный анализ; литературоведческая компетенция; лингвистическая компетенция; методическая компетенция

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Principles of analyzing literary texts as foreign language teaching materials

Библиографическая ссылка:
Цепкова А. В. Принципы описания методического потенциала художественного текста на иностранном языке // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 52–71. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1704.04
Список литературы: 
  1. Alameddinea M. M., Ahwal H. W. Inquiry Based Teaching in Literature Classrooms // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 232. – P. 332–337. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.031
  2. Bobkina J., Dominguez E. The Use of Literature and Literary Texts in the EFL Classroom; Between Consensus and Controversy // International Journal of Applied Linguistics & English Literature. – 2014. – Vol. 3, № 2. – P. 248–260. DOI: http://dx.doi.org/10.7575/aiac.ijalel.v.3n.2p.248
  3. Ceylan N. O. Using Short Stories in Reading Skills Class // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 232. – P. 311–315. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.027
  4. Chalikendy M. A. Literature: A Natural Source for Teaching English in ESL/ EFL Classrooms // International Journal of Applied Linguistics & English Literature. – 2015. – Vol. 4, № 6. – P. 224–234. DOI: http://dx.doi.org/10.7575/aiac.ijalel.v.4n.6p.224
  5. Fahim M., Khatib S. The Effect of Applying Critical Thinking Techniques on Students’ Attitudes towards Literature // International Journal of Applied Linguistics & English Literature. – 2013. – Vol. 2, № 1. – P. 80–84. DOI: http://dx.doi.org/10.7575/ijalel.v.2n.1p.80
  6. Fogal G. G. Pedagogical stylistics in multiple foreign language and second language contexts: A synthesis of empirical research // Language and Literature. – 2015. – Vol. 24, Issue 1. – P. 54–72. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0963947014555450
  7. Giovanelli M. Construing the Child Reader: A Cognitive Stylistic Analysis of the Opening to Neil Gaiman’s The Graveyard Book // Children’s Literature in Education. – 2016. – P. 1–16. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10583-016-9285-3
  8. Vassiliki G., Marita P., Eleni A. The efficacy of teaching differentiation on children with Special Educational Needs (SEN) through Literature // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2011. – Vol. 29. – P. 67–74. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.11.207
  9. Gomes S. L. A. Culture and society in the teaching of the mother tongue and literature // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 178. – P. 123–127. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.03.167
  10. Johnson K. E., Dellagnelo A. K. How ‘sign meaning develops’: Strategic mediation in learning to teach // Language Teaching Research. – 2013. – Vol. 17, Issue 4. – P. 409–432. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1362168813494126
  11. Khatib M., Askari H. A Study of the Effects of Teaching Literature on Improving Students’ Second Language Attitudes // International Journal of Applied Linguistics & English Literature. – 2012. – Vol. 1, № 4. – P. 37–45. DOI: http://dx.doi.org/10.7575/ijalel.v.1n.4p.37
  12. Liang Zhang. Ambiguity and Final Choice: Reader’ s Response in A Streetcar Named Desire // Journal of Language Teaching and Research. – 2014. – Vol. 5, № 1. – P. 221–225. DOI: http://dx.doi.org/10.4304/jltr.5.1.221-225
  13. McDonald M., Kazemi E., Kavanagh S. S. Core Practices and Pedagogies of Teacher Education // Journal of Teacher Education. – 2013. – Vol. 64, Issue 5. – P. 378–386. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022487113493807
  14. Mei-Yun K. A case study of an EFL teacher’s critical literacy teaching in a reading class in Taiwan // Language Teaching Research. – 2013. – Vol. 17, Issue 1. – P. 91–108. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1362168812457537
  15. Mohammadzadeh B. Incorporating multicultural literature in English language teaching curriculum // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2009. – Vol. 1, Issue 1. – P. 23–27. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2009.01.008
  16. Nasirahmadi A., Madarsara F. A., Aghdam H. R. Cultural Issues and Teaching Literature for Language Learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 98. – P. 1325–1330. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.03.549
  17. Qiang Wang, Hong Zhang. Promoting teacher autonomy through university–school collaborative action research // Language Teaching Research. – 2014. – Vol. 18, Issue 2. – P. 222–241. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1362168813505942
  18. Rassaei E. Effects of three forms of reading-based output activity on L2 vocabulary learning // Language Teaching Research. – 2017. – Vol. 21, Issue 1. – P. 76–95. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1362168815606160
  19. Safaeia L. A., Bulca M. Extensive reading and creative practices // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Vol. 70. – P. 592–597. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.01.097
  20. Shokrolahi M. The Effect of Literary vs. Non-literary Texts through Critical Reading Approach on the Reading Comprehension Development of Iranian Intermediate EFL Learners // Journal of Language Teaching and Research. – 2014. – Vol. 5, № 1. – P. 215–220. DOI: http://dx.doi.org/10.4304/jltr.5.1.215-220
  21. Songören S. A. The place of children’s literature texts in teaching German as a foreign / second foreign language // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Vol. 70. – P. 1825–1830. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.01.259
  22. Spirovska Tevdovska E. Literature in ELT Setting: Students’ Attitudes and Preferences towards Literary Texts // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 232. – P. 161–169. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.041
  23. Vala J., Sladová J., Řeřichová V., Fic I. The changes in the attitudes towards poetry in the class (14 - 15 years old) thanks to experimental teaching methods // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 3811–3815. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.846
  24. Vk P., Savaedi S. Y. Teaching Poetry in Autonomous ELT Classes // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 98. – P. 1919–1925. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.03.623
  25. Yavuz A. Teaching and interpreting literary texts: Difficulties of 4th year ELT students at a Turkish university // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 158. – P. 27–32. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.028
  26. Zorba M. G. Prospective English Language Teachers’ Views on Literature- Oriented Courses at Akdeniz University's ELT Department // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Vol. 70. – P. 1911–1918. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.01.269
Дата публикации 31.08.2017