Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, No.4, С.125-135
УДК: 
101 + 81

Языковые нормы в СМИ – утопическая надежда или существующая реальность? [In English]

Коледняк М. 1 (Вараждин, Хорватия), Егорычев А. М. 2 (Москва, Россия), Грабар И. 1 (Вараждин, Хорватия)
1 Университет Север
2 Российский государственный социальный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторы предпринимают попытку рассмотреть лингвистическое творчество в новых средствах массовой информации с позиции, что СМИ являются создателями нашей реальности.
Методология. Анализируя доступные книги и статьи, индексируемые в онлайн базах данных, обсуждается этический подход к языку, на который влияют средства массовой информации. Исследование основано, в том числе, на личном опыте работы в вузе, подразделения которого связаны с дисциплинами, изучающими передачу информации.
Результаты. Появление сети Интернет, социальных сетей и смартфонов привело к революции способа общения людей и к изменениям в обществе и в самом языке. Во времена, предшествующие изобретению телефона, люди писали друг другу письма. Затем устная форма общения заменила письменную. Сегодня превалирует письменная форма. Web 2.0. – креативная форма общения в силу наполненности эмотиконами, акронимами, звуковыми имитациями и другими неформальными элементами. Те, кто никогда не писал бумажных писем, сегодня пишут электронные письма и сообщения.
Заключение. Таким образом, в ущерб языковой нормативности увеличился объем языкового творчества в новых формах коммуникации и новых видах средств массовой информации.

Ключевые слова: 

изменения; коммуникация; этика; язык; средства массовой информации; лингвистическая нормативность; языковое творчество

Список литературы: 
  1. Good H. Desperately Seeking Ethics. A Guide to Media Conduct. – Oxford: The Scarecrow Press, 2003. http://bookre.org/reader?file=1168279
  2. Gordon A. D., Kittross J. M., Merrill J. C., Reuss C. Controversies in Media Ethics. – 2nd ed. – New York: Addison Wesley Longman, 1999. http://bookre.org/reader?file=1067600
  3. Vilović G. Etičnost masovnoga komuniciranja in Masovno komuniciranje. – Zagreb: Golden marketing - Tehnička knjiga, 2014. – P. 227–272. URL: http://bib.irb.hr/prikazi-rad?rad=747060
  4. Day L. A. Etika u medijima: primeri i kontroverze. – Beograd: Media centar, 2004. – 530 p. URL: www.mc.rs/upload/documents/PDF/Etika.pdf
  5. Barlett C. P., Gentile D. A. Affective and emotional consequences of the mass media // The Routledge Handbook of Emotions and Mass Media / Eds. K. Döveling, C. von Scheve and E. A. Konijn. – Oxon: Routledge, 2011. – P. 60–78. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9780203885390.ch4
  6. Darwish A., Lakhtaria K. I. The Impact of the New Web 2.0 Technologies in Communication, Development, and Revolutions of Societies // Journal of Advances in Information Technology. – 2011. – Vol. 2, № 4. – P. 204–216. DOI: http://dx.doi.org/10.4304/jait.2.4.204-216
  7. Ramsey E. Ethics from the Edge: A Sketch of Precarity // Atlantic Journal of Communication. – 2016. – Vol. 24, № 1. – P. 31–39. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15456870.2016.1113964
  8. Hultgren A. K., Erling E. J., Chowdhury Q. H. Ethics in language and identity research // The Routledge Handbook of Language and Identity / Ed. S. Preece. – Oxon: Routledge, 2016. – P. 257–271. URL: http://oro.open.ac.uk/id/eprint/45199
  9. Cullen J. A Short History of the Modern Media. – Malden, MA: Wiley Blackwell, 2014. URL: http://eu.wiley.com/WileyCDA/WileyTitle/productCd-1444351419subjectCd-CO10.html
  10. Peović Vuković K. Mediji i kultura. Ideologija medija nakon decentralizacije. – Zagreb: Naklada Jesenski i Turk, 2012. URL: http://www.academia.edu/3594653/Mediji_i_kultura._Ideologija_ medija_nakon_decentralizacije
  11. Bawden D., Robinson L. The dark side of information: overload, anxiety and other paradoxes and pathologies // Journal of information science. – 2009. – Vol. 35, № 2. – P. 180–191. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0165551508095781
  12. Heidegger M., Torres G. W. Traditional language and technological language // Journal of Philosophical Research. – 1998. – № 23. – P. 129–145. DOI: http://dx.doi.org/10.5840/jpr_1998_16
  13. Hockett C. F. The Origin of Speech // Scientific American. – 1960. – Vol. 203. – P. 88–96. DOI: https://doi.org/10.1038/scientificamerican0960-88
  14. Filipan-Žignić B. O jeziku novih medija: kvare li novi mediji suvremeni jezik?. – Čakovec: Matica hrvatska – ogranak Čakovec, 2012. URL: http://bib.irb.hr/prikazi-rad?rad=589329
  15. Bhatia T. K., Ritchie W. C. Bilingualism and Multilingualism in the Global Media and Advertising // The Handbook of Bilingualism and Multilingualism: Second Edition / Eds. T. K. Bhatia and W. C. Ritchie. – Chichester, UK: John Wiley & Sons, 2012. – P. 563–597. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/9781118332382.ch23
  16. Ćoso B., Bogunović I. Person perception and language: A case of English words in Croatian // Language & Communication. – 2017. – Vol. 53. – P. 25–34. DOI: https://doi.org/10.1016/j.langcom.2016.11.001
  17. Bogetić K. Metalinguistic comments in teenage personal blogs: Bringing youth voices to studies of youth, language and technology // Text & Talk. – 2016. – Vol. 36, № 3. – P. 245–268. DOI:  https://doi.org/10.1515/text-2016-0012
  18. Dragojević G. The reference frame effect: An intergroup perspective on language attitudes // Human Communication Research. – 2014. – Vol. 40, № 1. – P. 91–111. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/hcre.12017
  19. Strover S. A Retrospective on Convergence, Moral Panic, and the Internet // Frontiers in New Media Research / Eds. F. L. Lee, L. Leung, J. Linchuan Qiu and D. S. Chu. – New York: Routledge, 2013. – P. 132–152. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9780203113417
  20. Filipan-Žignić B., Legac V., Sobo K. The influence of the language of new media on the literacy of young people in their school assignments and in leisure // Linguistics Beyond And Within. – 2016. – Vol. 2. – P. 77–96. URL: http://lingbaw.com/2016/Blaženka-Filipan-Žignić,Vladimir-Legac,Katica-Sobo
  21. Nabi R. L., So J., Prestin A. Media-based emotional coping: examining the emotional benefits and pitfalls of media consumption // The Routledge Handbook of Emotions and Mass Media / Eds. K. Döveling, C. von Scheve and E. A. Konijn. – Oxon: Routledge, 2011. – P. 116–133. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9780203885390.ch7
  22. Balenović K., Grahovac-Pražić V. Englesko-hrvatski jezični dodiri: razumijemo li jezik televizije? // Jezik. – 2016. – Vol. 66, № 4-5. – P. 140–151. URL: http://hrcak.srce.hr/175466
  23. Darvin R. Language and identity in the digital age // The Routledge Handbook of Language and Identity / Ed. S. Preece. – Oxon: Routledge, 2016. – P. 523–540. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9781315669816.ch33
  24. Hudeček L., Mihaljević M. Jezik medija: publicistički funkcionalni stil. – Zagreb: Hrvatska sveučilišna naklada, 2009. URL: http://library.foi.hr/m3/kd1.php?B=11&sqlx=87019&ser= &sqlid=11&sqlnivo=&css=&H=&U=jezik%20medija
Дата публикации 31.08.2017