Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, No.4, С.186-195
УДК: 
811.111'36

Фразовые глаголы в современном английском языке: проблема непонимания или систематизации знания [In English]

Бородина Т. Л. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования "Новосибирский Государственный Педагогический Университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Типологически релевантная черта современного английского языка – аналитизм – системно проявляется не только в глагольном словоизменении, порождая большинство глагольных аналитических видовременных форм, но и в глагольном лексемообразовании, результатом которого являются аналитические номинативные единицы лексемного статуса, что является дискутируемым и актуальным в современной лингвистике. Глагольные единицы типа get down, take off, известные как фразовые глаголы, вызывают многочисленные трудности у русскоязычных студентов из-за неумения увидеть скрытые смыслы моделей их образования и представить их как упорядоченную систему выражения пространственно-направительных характеристик действия. Целью статьи является выделение и систематизация типологически обусловленных особенностей глагольно-наречных лексем, их семантико-синтаксических моделей, характеризующихся общим абстрактным значением, задаваемым значением наречия-конституента.
Методология. В основе исследования лежит функционально-системный подход с элементами когнитивного анализа, что позволяет автору представить аналитические глагольно-наречные лексемы как систему средств выражения хронотопных характеристик действия, которые содержат определенный тип информации, требующий систематизации. Методами исследования послужили метод логического анализа эмпирического материала, полученного в процессе сплошной выборки по словарным статьям, метод лингвистического описания, метод дистрибутивного и компонентного анализа, метод интерпретации словарных дефиниций.
Результаты. Выделены в лексемообразовательном фокусе хронотопа семантико-синтаксические модели ряда глагольно-наречных лексем, обусловленные пространственно-направительной семантикой наречия-конституента, и описание семантических типов каждой модели, полученных в результате семантических сдвигов.
Заключение. Автор подчеркивает необходимость анализа смыслов, передаваемых глагольно-наречными лексемами, которые поддаются выводимости и систематизации, что облегчает процесс преподавания исследуемых единиц и их усвоения.

Ключевые слова: 

фразовые глаголы; аналитизм; корнеизоляция; грамматикализация; аналитические лексемы; глагольно-наречные лексемы; семантические типы

Список литературы: 
  1. Akbary M., Shahriari H., Fatemi Hosseini A. The value of song lyrics for teaching and learning English phrasal verbs: a corpus investigation of four music genres // Journal: Innovation in Language Learning and Teaching. – 2016. – Р. 1–13. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/17501229.2016. 1216121
  2. Allan Q. Delexical verbs and degrees of desemanticization // WORD. – 1998. – Vol. 49, Issue 1. – P. 1–17. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00437956.1998.11673876
  3. Armstrong K. Sexing up the Dossier: A Semantic Analysis of Phrasal Verbs for Language Teachers // Language Awareness. – 2004. – Vol. 13, Issue 4. – P. 213–224. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09658410408668808
  4. Beedham Ch. Irregularity in language: Saussure versus Chomsky versus Pinker // WORD. –2002. – Vol. 53, Issue 3. – P. 341–367. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00437956.2002.11432533
  5. Collins P., Yao X. Grammatical Change in the Verb Phrase in Australian English: A Corpus-based Study // Australian Journal of Linguistics. – 2014. – Vol. 34, Issue 4. – P. 506–523. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07268602.2014.929087
  6. Consigny A. The polysemy (?) of phrasal verbs in English // WORD. – 2006. – Vol. 57, Issue 1. – P. 1–25. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00437956.2006.11432557
  7. Diemer S. Phrasal Verbs: The English Verb-Particle Construction and Its History // English Studies. – 2015. – Vol. 96, Issue 3. – P. 360–362. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0013838X. 2014.998039
  8. Dixon R. M. W. The grammar of English phrasal verbs // Australian Journal of Linguistics. – 1982. – Vol. 2, Issue 1. – P. 1–42. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07268608208599280
  9. Giannakis G. The tense-aspect system of the Indo-European verb // WORD. – 1993. – Vol. 44, Issue 3. – P. 485–495. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00437956.1993.11435915
  10. Gilquin G. The use of phrasal verbs by French-speaking EFL learners. A constructional and collostructional corpus-based approach // Corpus Linguistics and Linguistic Theory. – 2015. – Vol. 11, Issue 1. – P. 51–88. DOI: http://doi.org/10.1515/cllt-2014-0005    
  11. Hilpert M. Stefan Thim. Phrasal Verbs: The English Verb-Particle Construction and Its History // Anglia. Journal of English Philology. – 2014. – Vol. 132, Issue 2. – P. 374–378. DOI: http://doi.org/10.1515/ang-2014-0037
  12. Josephson F. Grammaticalization Paths of Verbal Prefixes in Slavic and Other Indo-European Branches // Scando-Slavica. – 2015. – Vol. 61, Issue 2. – P. 283–292. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00806765.2015.1109192
  13. Хорошилова С. П. Краткая характеристика подходов к классификации тенденций развития произносительного стандарта Великобритании (RP) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2011. – № 10. – C. 58–59.
  14. Leone L. Phrasal verbs and analogical generalization in Late Modern Spoken English // ICAME Journal. – 2016. – Vol. 40, Issue 1. – P. 39–62. DOI: http://doi.org/10.1515/icame-2016-0004 
  15. Mart C. T. How to Teach Phrasal Verbs // English language Teaching. – 2012. – Vol. 5, Issue 6. – P. 114–118. DOI: http://dx.doi.org/10.5539/elt.v5n6p114  
  16. Matsumoto M. The Verbs have and take in Composite Predicates and Phrasal Verb // Studia Neophilologica. – 2007. – Vol. 79, Issue 2. – P. 159–170. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00393270701699591
  17. Moser A. From Aktionsart to aspect: Grammaticalization and subjectification in Greek // Acta Linguistica Hafniensia. International Journal of Lnguistics. – 2014. – Vol. 46, Issue 1. – P. 64–84. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03740463.2014.955965
  18. Rijkhoff J. When can a language have nouns and verbs? // Acta Linguistica Hafniensia. International Journal of Linguistics. – 2003. – Vol. 35, Issue 1. – P. 7–38. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03740463.2003.10416072
  19. Rodríguez-Puente P. The Development of Non-compositional Meanings in Phrasal Verbs: A Corpus-based Study // English Studies. – 2012. – Vol. 93, Issue 1. – P. 71–90. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0013838X.2011.638453
  20. Rottet K. J. Phrasal verbs and English influence in Welsh // WORD. – 2005. – Vol. 56, Issue 1. – P. 39–70. DOI: http:// dx.doi.org/10.1080/00437956.2005.11432552
  21. Sansome R. Applying Lexical Research to the Teaching of Phrasal Verbs // International Review of Applied Linguistics in language Teaching. – 2000. – Vol. 38, Issue 1. – P. 59–70. DOI: https://doi.org/10.1515/iral.2000.38.1.59
  22. Smith K. Aaron and we dare not write anymore than that which Latin has: Ælfric’s Grammar and the history of the simplified description of the English verbal system // Language and History. – 2016. – Vol. 59, Issue 2. – P. 98–111. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/17597536.2016.1212575.
  23. Torres-Martinez S. Working out multiword verbs within an Applied Cognitive Construction Grammar framework // European Journal of Applied Linguistics. –2017. – Vol. 5, Issue 1. – P. 55–86. DOI: https://doi.org/10.1515/eujal-2016-0003
  24. Valentini C. Phrasal verbs in Italian dubbed dialogues: a multimedia corpus-based study // Perspectives. Studies in Translation Theory and Practice. – 2013. – Vol. 21, Issue 4. – P. 543–562. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0907676X.2013.831919
  25. Van Olmen D., Cuyckens H. Grammaticalization and (inter)subjectification // Acta Linguistica Hafniensia. International Journal of Lnguistics. – 2014. – Vol. 46, Issue 1. – P. 1–6. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03740463.2014.950071
Дата публикации 31.08.2017