Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 3, С. 140–156
УДК: 
101 + 316.3/.4

Концепция развития интеллектуального потенциала: измерения и основания в контексте проблем непрерывного образования (обзор)

Пушкарёв Ю. В. 1 (Новосибирск, Россия), Пушкарёва Е. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуются вопросы развития интеллектуального потенциала современного общества. Цель статьи – определить основные измерения и основания развития интеллектуального потенциала в контексте проблем непрерывного образования.
Методология. Методология данного исследования основана на анализе и обобщении научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых в области глобализации, устойчивого развития общества, информационного и знаниевого развития современного общества, философии образования, непрерывного образования.
Результаты. Определено основное понимание, вкладываемое отечественными и зарубежными исследователями в понятия «интеллектуальный потенциал» и «интеллектуальная культура» современного общества. Выявлены особенности соотношения понятий «интеллектуальный капитал» и «человеческий капитал» в современных исследованиях. Отмечается, что в контексте проблем непрерывного образования интеллект необходимо определять не просто как совокупность познавательных процессов человека, а рассматривать именно как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Концепция интеллектуального капитала (и его составляющей – человеческого капитала) определяется как ведущая в современном экономическом анализе, где основное внимание направлено, с одной стороны, на масштабные проблемы влияния человеческого капитала на экономическую эффективность стран или региона, а с другой, – на локальные вопросы влияния человеческого капитала на экономическую эффективность развития организации. В контексте и первой, и второй групп исследований, проводится анализ рисков развития интеллектуального потенциала. Основой для их возникновения называют ситуацию быстрой изменчивости (неустойчивости) развития современного общества, в условиях которой существенно возрастает необходимость непрерывного (lifelong) и широко непрерывного обновления (lifewide widespreadly update) человеческих знаний, компетенций и навыков. Авторами определяются особенности формирования интеллектуального потенциала в ситуации непрерывного образования.
Заключение. Делаются выводы о специфике оснований развития интеллектуального потенциала в контексте проблем непрерывного образования.

Ключевые слова: 

интеллектуальный потенциал; непрерывное образование; устойчивое развитие общества; эффективность развития; влияние человеческого капитала; способность человека адаптироваться; инновационное мышление

38.498 Global Business | Organizational Performance | Strategic Goals

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

The concept of intellectual potential development: The main dimensions and bases within the context of lifelong education (review)

Библиографическая ссылка:
Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Концепция развития интеллектуального потенциала: измерения и основания в контексте проблем непрерывного образования (обзор) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 3. – С. 140–156. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1703.09
Список литературы: 
  1. Albinski M. 9 – human capital risk: the threat from inside // Enterprise Risk Management. – 2016. – P. 125–137 DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-800633-7.00009-2
  2. Aleandri G., Refrigeri L. Lifelong Learning, Training and Education in Globalized Economic Systems: Analysis and Perspectives // Procedia – social and behavioral sciences. – 2013. – Vol. 93. – P. 1242–1248. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.10.022 
  3. Auer R. A. Human capital and the dynamic effects of trade // Journal of development economics, 2015. – Vol. 117. – P. 107–118. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2015.07.004
  4. Chiţiba C. A. Lifelong learning challenges and opportunities for traditional universities // Procedia – social and behavioral sciences. – 2012. – Vol. – P. 1943–1947. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.05.408
  5. Choi K.-H., Shin S. Population aging, economic growth, and the social transmission of human capital: An analysis with an overlapping generations model // Economic modelling. – 2015. – Vol. 50. – P. 138–147. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econmod.2015.05.015
  6. Diaz-Fernandez M., Pasamar-Reyes S., Valle-Cabrera R. Human capital and human resource management to achieve ambidextrous learning: a structural perspective // BRQ Business Research Quarterly. – 2017. – Vol.  20, Issue 1. – P. 63–77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.brq.2016.03.002
  7. Giziene V., Simanaviciene Z. The impact of human capital on labour market: Lithuanian case // Procedia – social and behavioral sciences. – 2015. – Vol.  191. – P. 2437–2442. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.331
  8. Gogan L. M., Artene A., Sarca I., Draghici A. The impact of intellectual capital on organizational performance // Procedia – social and behavioral sciences. – 2016. – Vol. 221. – P. 194–202. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.05.106
  9. Guren A., Hémous D., Olsen M. Trade dynamics with sector-specific human capital // Journal of International Economics. – 2015. – Vol. 97, Issue 1. – P. 126–147. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jinteco.2015.04.003
  10. Hubackova S., Semradova I. Research Study on Motivation in Adult Education // Procedia – social and behavioral sciences. – 2014. – Vol. 159. – P. 396–400. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.395  
  11. Jeong M. Optimal policy in an economy with human capital where money is essential // Economics Letters. – 2015. – Vol. 136. – P. 103–107. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econlet.2015.09.016
  12. Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World // Procedia – social and behavioral sciences. – 2015. – Vol. 180. – P. 19–24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.079 
  13. Kucharčíková A., Tokarčíková E., Blašková M. Human capital management – aspect of the human capital efficiency in university education // Procedia – social and behavioral sciences. – 2015. – Vol. 177. – P. 48–60. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.332
  14. Laal M. Lifelong Learning and Technology // Procedia – social and behavioral sciences. – 2013. – Vol. 83. – P. 980–984. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.182 
  15. Laal M., Laal A. Challenges for lifelong learning // Procedia – social and behavioral sciences.  – 2012. – Vol. 47. – P. 1539–1544. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.857
  16. Laal M., Laal A., Aliramaei A. Continuing Education; Lifelong Learning // Procedia – social and behavioral sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 4052–4056. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.889
  17. Pasban M., Nojedeh S. H. A review of the role of human capital in the organization // Procedia - social and behavioral sciences. – 2016. – Vol. 230. – P. 249–253. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.09.032
  18. Tzeremes N. G. The effect of human capital on countries’ economic efficiency // Economics Letters, – 2014. – Vol. 124, Issue 1. – P. 127–131. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econlet.2014.05.006
  19. Wahlgren B., Mariager-Anderson K., Sørensen S. H. Expanding the traditional role of the adult education teacher – the development of relation-al competences and actions // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 60. – P. 303–311. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2016.09.005
  20. Wohlin C., Šmite D., Brede Moe N. A general theory of software engineering: balancing human, social and organizational capitals // Journal of systems and software. – 2015. – Vol. 109. – P. 229–242. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jss.2015.08.009
  21. Zlate Ş., Enache C. The interdependence between human capital and organizational performance in higher education // Procedia – social and behavioral sciences. – 2015. – Vol. 180. – P. 136–143 DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.096
  22. Агафонова Н. Г. Факторы, оказывающие влияние на интеллектуальный потенциал предприятия, учреждения, организации // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2011. – № 1 (9). – С. 183–186.
  23. Альхименко О. Н. Интеллектуальный потенциал государства: оценка, сохранение и развитие // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. – 2012. – № 3. – С. 15–25
  24. Альхименко О. Н. Интеллектуальный потенциал: анализ составляющих компонентов и их количественная оценка // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2013. – № 3 (57). – С. 75–83.
  25. Блинникова А. В., Васильева Е. В. Сохранение интеллектуального потенциала кадров на основе IT // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2012. – № 19. – С. 120–124.
  26. Глухова Л. В. Концептуальные основы управления интеллектуальным потенциалом предприятия // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2016. – Т. 2, № 1. – С. 117–125.
  27. Горбунова О. Н., Кондрашова И. С. Особенности формирования трудового и интеллектуального потенциала человека // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 10 (44). – С. 59–63.
  28. Горин В. А., Земскова Е. С. Инвестиции в человеческий капитал как доминанта инвестиционного процесса // Интеграция образования. – 2004.  – № 3 (36). – С. 148–153.
  29. Горнева Е. А., Морозова Е. И., Погонышева Д. А. Системы поддержки принятия решений как средство управления интеллектуальным потенциалом вуза // Казанская наука. – 2016. – № 4. – С. 22–25.
  30. Гришин А. В. Интеллектуальный капитал и процесс управления знаниями как инновационные элементы современной системы экономического образования // Интеграция образования. – 2006. – № 3. – С. 132–137
  31. Гудкова Т. В., Киреева Е. А. Адаптационные особенности студентов к современным условиям обучения в вузе // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 4. – С. 33–43
  32. Иванкина Л. И., Солодовникова О. М. Исследование психологических особенностей студентов с высоким интеллектуальным потенциалом // Общественные науки. – 2011. – № 3. – С. 311–321.
  33. Кацко С. А. Роль системы образования в формировании интеллектуального потенциала экономики знаний // Terra Economicus. – 2008. – Т. 6, № 4-3. – С. 49–51.
  34. Кирсанов К. А. Биологический, социальный и интеллектуальный потенциалы личности в различных парадигмах образования // Интернет-журнал Науковедение. – 2011. – № 1 (6). – С. 8.
  35. Коновалова А. Н. Управление интеллектуальным потенциалом: экономическое содержание // Проблемы экономики. – 2010. – № 2. – С. 7–11.
  36. Лагутина Л. Г. Использование форсайта в процессе управления интеллектуальным потенциалом региона // Экономические науки. – 2009. – № 53. – С. 169–171.
  37. Ланская Д. В. Механизмы роста и трансформации человеческого и интеллектуального потенциалов в корпорации экономики знаний // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2013. – № 94. – С. 666–675.
  38. Левашев В. К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование // Социологические исследования. – 2008. – № 12. – С. 26–36.
  39. Ломакина Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. Монография. – М.: Наука, 2006. – 221 с.
  40. Лукин В. Н., Мусиенко Т. В. Теории развития человека в контексте глобализации // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. – 2014. – № 1 (3). – С. 27–38.
  41. Макларен Н. Б., Шорохова М. А., Сиротина И. Л. Качество жизни и качество образования: проблема соотношения // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 4 (81). – С. 72–77.
  42. Мартынов А. Ф., Крюкова О. А., Окунев О. Б. Модель управления интеллектуальным потенциалом экономических систем // Транспортное дело России. – 2006. – № 12-4. – С. 43–45
  43. Мингалева Ж. А., Максименко И. И. Управление интеллектуальным потенциалом региона // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2010. – № 1. – С. 54–60.
  44. Мухаммадиева З. Р. Историко-педагогические предпосылки развития интеллектуального потенциала в философской, психологической и педагогической науках // Вестник Института языков. – 2012. – Т. 4, № 4. – С. 72–76.
  45. Найда А. М. Повышение эффективности системы управления интеллектуальным потенциалом человеческих ресурсов // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 11. – С. 459–461.
  46. Плотникова О. В. Влияние глобализации и регионализации на международное сотрудничество регионов государств // Сибирский международный. – 2014. – № 16. – С. 5–7.
  47. Плотникова О. В. Регионы и их международные связи: некоторые теоретические подходы // Сибирский международный. – 2012. – № 14. – С. 14–21.
  48. Пронина А. М. Стратегический менеджмент в эпоху экономики, основанной на знаниях, интеллектуальном потенциале человека // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2016. – № 49. – С. 461–465.
  49. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Интеллектуальный потенциал как важнейшая основа формирования качественно нового человека, общества и государства // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2015. – № 2 (19). – С. 100–105.
  50. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 196 с.
  51. Пушкарёва Е. А., Пушкарёв Ю. В. Специфика ценностных оснований современного гуманитарного образования в условиях мировых социальных перемен // Сибирский международный. – 2015. – № 17. – С. 188–191.
  52. Пушкарева Е. А. Образовательная и научная системы: теоретические концепты и практическая реализация процесса интеграции // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 2. – С. 8–15.
  53. Ромах О. В. Интеллектуальный потенциал культурологии // Аналитика культурологии. – 2004. – № 1. – С. 8–11.
  54. Ряписова А. Г. Рефлексия результатов образовательной деятельности // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 4. – С. 54–65.
  55. Сергиенко Л. С., Житов А. В. Об интеллектуальном потенциале, необходимом для адаптации человека в современном мире // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-1. – С. 98–101.
  56. Соловьев И. В., Филатов С. В. Интегральные оценки качества образования // Интеграция образования. – 2014. – Т. 18, № 2 (75). – С. 14–19.
  57. Степанова Л. Н. Индивидуальные образовательные траектории в контексте вузовского образования // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 4 (40). – С. 88–92.
  58. Судоргина Л. В. Индивидуальное сопровождение участников образовательных отношений как основа качественного образования // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 3. – С. 78–85
  59. Чашина Ж. В. Синтез интеллекта и нравственности в современном образовании // Интеграция образования. – 2014. – Т. 18. № 1 (74). – С. 64–70.
  60. Шакирова Д. М. Критерии оценки интеллектуального и образовательного потенциалов в информационном обществе // Образовательные технологии и общество. – 2010. – Т. 13, № 3. – С. 445–455.
Дата публикации 30.06.2017