Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 6, С. 54–70
УДК: 
371.134:004(07)

Совершенствование содержания подготовки учителей к разработке и применению компьютерных игр в обучении

Соболева Е. В. 1 (Киров, Россия), Караваев Н. Л. 1 (Киров, Россия), Перевозчикова М. С. 1 (Киров, Россия)
1 Вятский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена решению методических проблем, связанных с подготовкой учителя к проектированию и игрофикации учебного процесса, организованного в условиях информационной образовательной среды, с учётом проблем и потребностей общества, новых тенденций в области профессиональных навыков и потребностей современного школьника. Цель статьи – на основе анализа и обобщения методических и научных исследований, экспериментальной оценки применения технологий игрового обучения описать дидактические особенности профессиональной подготовки учителей использовать, создавать элементы игры в учебной и внеучебной деятельности.
Методология. Основывается на изучении результатов психологических, педагогических, методических и технических научных исследований, а также на анализе компьютерных образовательных игр зарубежных и отечественных авторов. Методы исследования включают анкетирование студентов, анализ научной литературы, анализ результатов обучения.
Результаты. Во-первых, в статье уточняется понятийный аппарат методологии геймификации учебного процесса (игра, игрофикация, игропрактика, игропедагогика). Во-вторых, приводится анализ опытно-экспериментальной работы по формированию компетенций в отношении не только использования, но и создания элементов игры в учебной и внеучебной деятельности для педагогических специальностей на примере среды Scratch. Выделяются конкретные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при овладении знаниями, инструментарием и методологией геймификации учебного процесса. В-третьих, выделяются методические особенности овладения педагогом базовыми теоретическими знаниями и практическими умениями в области создания простейших игр, приобретения навыков игропрактики.
Заключение. Подчеркивается необходимость отойти от стандартных шаблонов в обучении, отталкиваясь от потребностей современного школьника, и предлагается новый подход к организации обучения в соответствии с требованиями и вызовами общества, государства, образования. Для того чтобы педагоги эффективно использовали новый подход к организации обучения с применением игровых технологий подготовка учителей должна проводиться в контексте решаемых задач, связанных с основными направлениями его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: 

игрофикация обучения; вызовы системе образования; игропедагогика; игропрактика; подготовка учителей; профессиональная деятельность; среда моделирования Scratch

99.383 Gamification | Game Design | Game-Based Learning

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Improving the content of teacher training for the development and application of computer games in learning process

Библиографическая ссылка:
Соболева Е. В., Караваев Н. Л., Перевозчикова М. С. Совершенствование содержания подготовки учителей к разработке и применению компьютерных игр в обучении // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. – С. 54–70. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.04
Список литературы: 
  1. Борисенко И. Г., Яценко М. П., Черных С. И. Информационная политика в образовательной системе как отражение проблем общества // Философия образования. – 2016. – № 1 (64). – С. 51–60. DOI: http://doi.org/10.15372/PHE20160105
  2. Варенина Л. П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – Т. 6, № 6–2 (28). – С. 314–317.
  3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психичеcком развитии ребенка // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2017. – № 28. – С. 1–33.
  4. Олейник Ю. П. Игрофикация в образовании: к вопросу об определении понятия // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 476.
  5. Орлова О. В., Титова В. Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 9 (162). – С. 60–64. 
  6. Потатуров В. А. Информатизация образования как проблема культуры // Человек и культура. – 2015. – № 3. – С. 1–40.  DOI: http://doi.org/10.7256/2409-8744.2015.3.15247
  7. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы // Социодинамика. – 2015. – № 1. – С. 11–74. DOI: http://doi.org/10.7256/2409-7144.2015.1.14001
  8. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2017. – № 28. – С. 32–66.
  9. Attali Y., Arieli-Attali M. Gamification in assessment: Do points affect test performance? // Computers & Education. – 2015. – Vol. 83. – P. 57–63.  DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2014.12.012.
  10. Barnett L. A. Developmental benefits of play for children // Journal of Leisure Research. – 1990. – № 22. – P. 138–153. – URL: https://www.researchgate.net/publication/232469836_Developmental_benefits_of_play_for_children
  11. Blasi M., Hurwitz S. C., Hurwitz S. C. For Parents Particularly: To Be Successful–Let Them Play! // Childhood Education. – 2002. – Vol. 79, № 2. – P. 101–102. DOI: http://doi.org/10.1080/00094056.2003.10522779
  12. Bradbury N. A. Attention span during lectures: 8 seconds, 10 minutes, or more? // Advances in Physiology Education. – 2016. – Vol. 40, № 4. – P. 509–513. DOI: http://doi.org/10.1152/advan.00109.2016
  13. Bunce D. M., Flens E. A., Neiles K. Y. How Long Can Students Pay Attention in Class? A Study of Student Attention Decline Using Clickers // Journal of Chemical Education. – 2010. – Vol. 87, № 12. – P. 1438–1443. DOI: http://doi.org/10.1021/ed100409p
  14. Chai Ch. S., Koh E., Lim Ch. P., Tsai Ch.-Ch. Deepening ICT integration through multilevel design of Technological Pedagogical Content Knowledge // Journal of Computers in Education. – 2014. – Vol. 1, Issue 1. – P. 1–17.  DOI: http://doi.org/10.1007/s40692-014-0002-1  
  15. Dasgupta S., Resnick M. Engaging novices in programming, experimenting, and learning with data // ACM Inroads. – 2014. – Vol. 5, Issue 4. – P. 72–75. DOI: http://doi.org/10.1145/2684721.2684737
  16. Faiella F., Ricciardi M. Gamification and learning: a review of issues and research // Journal of e-Learning and Knowledge Society. – 2015. – Vol. 11, № 3. – P. 13–21. DOI: https://doi.org/10.20368/1971-8829/1072
  17. Ifenthaler D., Adcock A. B., Erlandson B. E. Challenges for Education in a Connected World: Digital Learning, Data Rich Environments, and Computer-Based Assessment // Technology, Knowledge and Learning. – 2014. – Vol. 19, Issue 1–2, – P. 121–126.  DOI: http://doi.org/10.1007/s10758-014-9228-2
  18. Isenberg J., Quisenberry N. L. Play: A Necessity for all Children // Childhood Education. – 1988. – Vol. 64, Issue 3. – P. 138–145.  DOI: http://doi.org/10.1080/00094056.1988.10521522
  19. Kaatrakoski H., Littlejohn A., Hood N. Learning challenges in higher education: an analysis of contradictions within Open Educational Practice // Higher Education. – 2017. – Vol. 74, Issue 4. – P. 599–615. DOI: http://doi.org/10.1007/s10734-016-0067-z
  20. Koh J. H. L., Chai C. S., Benjamin W. Technological Pedagogical Content Knowledge (TPACK) and Design Thinking: A Framework to Support ICT Lesson Design for 21st Century Learning // The Asia-Pacific Education Researcher. – 2015. – Vol. 24, Issue 3. – P. 535–543. DOI: http://doi.org/10.1007/s40299-015-0237-2
  21. McVey M. Changing spaces of education: New perspectives on the nature of learning // International Review of Education. – 2013. – Vol. 59, Issue 6. – P. 805–807. DOI: http://doi.org/10.1007/s11159-013-9394-9
  22. Proske A., Roscoe R. D., McNamara D. S. Game-based practice versus traditional practice in computer-based writing strategy training: effects on motivation and achievement // Educational Technology Research and Development. – 2014. – Vol. 62, Issue 5. – P. 481–505. DOI: http://doi.org/10.1007/s11423-014-9349-2  
  23. Rabah J. Benefits and Challenges of Information and Communication Technologies (ICT)  Integration in Québec English Schools // TOJET: The Turkish Online Journal of Educational Technology. – 2015. – Vol. 14, Issue 2. – P. 24–31. URL: http://tojet.net/articles/v14i2/1424.pdf
  24. Sutton-Smith B. The ambiguity of play. – Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 2001. – 276 p. http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=The%20ambiguity%20of%20play&author=B.%20Sutton-Smith&publication_year=2001
  25. Werfhorst H. G. van de Changing societies and four tasks of schooling: Challenges for strongly differentiated educational systems // International Review of Education. – 2014. – Vol. 60, Issue 1. – P. 123–144.  DOI: http://doi.org/10.1007/s11159-014-9410-8  
Дата публикации 30.12.2017