Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, No.4, С.136-149
УДК: 
101 + 316.34+81'38

Обновляемые статьи и национальная идентичность: образы актуального поля [In English]

Вальгер О. А. 1 (Новосибирск, Россия), Везнер И. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный педагогический университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме практик национальной идентичности в информационной среде обновляемых статей – новой формы электронных новостей, ныне широко применяемой ведущими мировыми изданиями, описанию и анализу этих практик. Статья ставит целью объяснить лингвистическую сторону нарративов национальной идентичности, воспроизводимых в этой жанровой форме.
Методология. Методы исследования включают тематическое исследование и контент-анализ репрезентативной выборки из сорока примеров обновляемых статей, читательских отзывов и их редакторских метрик. Междисциплинарный подход позволяет авторам выделить жанрово-стилистические особенности обновляемых статей и интерпретировать их социальный эффект в практике национальной идентичности.
Результаты. «Обновляемая статья» как разновидность электронной статьи освещает разворачивающееся событие в прямом эфире путём соединения отдельных новостных (текстовых и аудиовизуальных) элементов в обратном хронологическом порядке. Авторы предполагают, что обновляемые статьи обращаются к групповой идентичности и актуализируют её через ряд эффектов восприятия, создаваемых стилистическими средствами.
Заключение. Авторы выделяют четыре аспекта возможного эффекта изучаемых текстов в практике национальной идентичности: актуальное поле групповой солидарности, разворачивающаяся событийность, идентификация с лидерами мнений, подчёркнутая важность со¬бытия для существования группы. Устойчиво повторяющиеся в пределах выборки жанрово-стилистические особенности данного новостного формата включают разделение на самостоятельные новостные элементы с заголовками и указанием авторства, включение профессиональных и любительских графических элементов, короткие абзацы, эмоциональную нейтральность редакторских ремарок и инвентарь языковых особенностей, характерных для публицистического стиля в газетной разновидности.

Ключевые слова: 

национальная идентичность; гражданская нация; практика идентификации; обновляемая статья; событийность; групповая солидарность; новостной текст; средства массовой информации; социальные агенты

Список литературы: 
  1. Ardèvol-Abreu A., Barnidge M., de Zúñiga H. G. Communicative Antecedents of Political Persuasion: Political Discussion, Citizen News Creation, and the Moderating Role of Strength of Partisanship // Mass Communication and Society. – 2017. – Vol. 2, № 2. – P. 169–191. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15205436.2016.1244855 
  2. Aronczyk M. Branding the nation: The global business of national identity. – Oxford University Press, 2013. – 225 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199752164.001.0001   
  3. Appadurai A. Modernity at large: cultural dimensions of globalization // The International Migration Review. – 1998. – Vol. 32, № 4. – P. 1073–1074. DOI: https://doi.org/10.2307/2547675
  4. Ebner M. Introducing live microblogging: how single presentations can be enhanced by the mass // Journal of research in innovative teaching. – 2009. – Vol. 2, № 1. – P. 91–100. https://www.nu.edu/assets/resources/pageResources/7638_JournalofResearch09.pdf
  5. Campbell V. Theorizing citizenship in citizen journalism // Digital Journalism. – 2015. – Vol.  3, Issue 5. – P.  704–719. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/21670811.2014.937150
  6. Carelli P. Media systems beyond national boundaries: Towards a new paradigm? // Journal of Media and Communication Studies. – 2014. – Vol. 6 (6). – P. 85–91. DOI: http://dx.doi.org/10.5897/jmcs2014.0389
  7. Chouliaraki L. ‘Improper distance’: Towards a critical account of solidarity as irony // International journal of cultural studies. – 2011. – Vol. 14, Issue 4. – P. 363–381. DOI: https://dx.doi.org/10.1177/1367877911403247
  8. Dart J. J. Blogging the 2006 FIFA world cup finals. Sociology of Sport Journal. – 2009. – Vol. 26, Issue 1. – P. 107–126. DOI: http://dx.doi.org/10.1123/ssj.26.1.107
  9. Harcup T. Alternative journalism as monitorial citizenship? A case study of a local news blog // Digital Journalism. – 2016. – Vol. 4, № 5. – P. 639–657. DOI:  http://dx.doi.org/ 10.1080/21670811.2015.1063077  
  10. Harcup T. Asking the readers: Audience research into alternative journalism // Journalism Practice. – 2016. – Vol. 10, № 6. – P. 680–696. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/17512786. 2015.1054416
  11. Hedman U. J-Tweeters: Pointing towards a new set of professional practices and norms in journalism // Digital Journalism. – 2015. – Vol. 3, № 2. – P. 279–297. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1080/21670811.2014.897833
  12. Sefchovich S. Fredric Jameson. The political unconscious: Narrative as a socially symbolic act // Acta Poética. – 1981. – Vol. 4, № 1-2. DOI: http://dx.doi.org/10.19130/iifl.ap.1981.1-2.605
  13. Karlsen R. Followers are opinion leaders: The role of people in the flow of political communication on and beyond social networking sites // European Journal of Communication. – 2015. – Vol. 30, № 3. – P. 301–318. DOI: https://doi.org/10.1177/0267323115577305
  14. Lister A. L., Datta R. S., Hofmann O., Krause R., Kuhn M., Roth B., Schneider R.  Live coverage of scientific conferences using web technologies // PLoS Comput Biol.  – 2010. – Vol. 6, № 1. – P. e1000563. DOI: http://dx.doi.org/10.1371/journal.pcbi.1000563
  15. Matheson D. Digital Media and Reporting Conflict: blogging and the BBC’s coverage of war and terrorism // Digital Journalism. – 2014. – Vol. 2, № 4. – P. 621–623. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/21670811.2014.899766
  16. McGannon K. R., Berry T. R., Rodgers W. M., Spence J. C. Breast cancer representations in Canadian news media: a critical discourse analysis of meanings and the implications for identity // Qualitative Research in Psychology. – 2016. – Vol. 13, № 2. – P. 188–207. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/14780887.2016.1145774
  17. Norris P., Curtis J. Getting the message out: A two-step model of the role of the Internet in campaign communication flows during the 2005 British general election // Journal of Information Technology and Politics. – 2007. – Vol. 4, № 4. – P. 3–13. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/ 19331680801975359
  18. Paasi A. Nationalizing everyday life: individual and collective identities as practice and discourse // Geography Research. – 1999. – Vol. 19. – P. 4–21. DOI: https://doi.org/10.1215/9780822377474-009
  19. Poster M. Postmodern virtualities // Theory, Culture & Society: Cyberspace/cyberbodies/cyberpunk: Cultures of technological embodiment / Eds. M. Featherstone & R. Burrows. – London: SAGE, 1995. – P. 79–96. DOI: https://doi.org/10.4135/9781446250198.n5
  20. Collins R. Book Review: Philip Schlesinger, Media, State and Nation: Political Violence and Collective Identities // Critique of Anthropology. – 1992. – Vol. 12, № 2. – P. 215–220. DOI: https://doi.org/10.1177/0308275x9201200208
  21. Thurman N., Newman N. The Future of Breaking News Online? A study of live blogs through surveys of their consumption, and of readers' attitudes and participation // Journalism Studies. – 2014. – Vol. 15, № 5. – P. 655–667. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1461670X.2014.882080
  22. Thurman N., Walters A. Live blogging–digital journalism’s pivotal platform? A case study of the production, consumption, and form of live blogs at Guardian.co.uk // Digital Journalism. – 2013. – Vol. 1, № 1. – P. 82–101.  DOI: http://dx.doi.org/10.1080/21670811.2012.714935
  23. Tyler W., Lounsbury M., Glynn M. A. Legitimating Nascent Collective Identities: Coordinating Cultural Entrepreneurship // Organization Science. – 2011. – Vol. 22, № 2. – P. 449–463. DOI: http://dx.doi.org/10.1287/orsc.1100.0613
  24. Van Dijk Teun A. News analysis: Case studies of international and national news in the press. –Hillsdale, New Jersey, Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1988. http://www.discourses.org/OldBooks/Teun%20A%20van%20Dijk%20-%20News%20Analysis.pdf
  25. Vis F. Twitter as a reporting tool for breaking news: Journalists tweeting the 2011 UK riots // Digital journalism. – 2013. – Vol. 1, № 1. – P. 27–47. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/ 21670811.2012.741316
  26. Warschauer M., Zheng B., Park Y. New ways of connecting reading and writing // TESOL Quarterly. – 2013. – Vol. 47, № 4. – P. 825–830.  DOI: http://dx.doi.org/10.1002/tesq.131
Дата публикации 31.08.2017