Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, No.3, С.124-139
УДК: 
101.378

Соотношение знания и информации в развитии современных социальных практик

Буянкина Р. Г. 1 (Красноярск, Россия), Зуков Р. А. 1 (Красноярск, Россия), Князев Н. А. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России
2 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлен обзор аналитического материала по актуальной проблеме соотношения знания и информации и влияния этого соотношения на инновационные изменения в социальных практиках. Цель статьи – исследовать принципиальные изменения в культурологической сфере взаимодействия научного знания и информации, а также влияние этого взаимодействия на инновационное развитие социальных практик в области высшего образования и повышения качества жизни человека.
Методология. Методология исследования основывается на теории постнеклассического типа общества и его центральном понятии «общество знания». В статье применены также междисциплинарный, системно-структурный подходы в раскрытии сущности современной науки и ее значении в решении актуальных социокультурных и образовательных задач инновационного развития.
Результаты. Проанализировано влияние интеграционных процессов в современной науке на развитие социальных практик и характера отношений между знанием и информацией. Научное знание стало выступать в качестве основы производства и потребления информации. Проведен анализ влияния науки как особой отрасли общественного производства на механизм взаимодействия знания и информации. Показана связь региональной инновационной политики с деятельностью опорного университета, активно подключенного к проблеме повышения качества жизни человека. Авторы статьи отмечают отношение ученых к понятиям «знание» и «информация» как к ключевым категориям науки, посредством которых происходит понимание сложных процессов трансформации современного общества. В решении актуальной проблемы совершенствования системы образования авторы выделяют применение специализированных программ обучения, которые дают возможность пользователям создавать редактируемые содержания в виде различных результатов поиска необходимых знаний из крупных баз данных. Подчеркивается, что в условиях перехода к «обществу знания» развитие его важнейших сторон определяют совершенно новые возможности социального прогнозирования. С исторической точки зрения, утверждают авторы данной статьи, одной из главных предпосылок развития актуальных междисциплинарных процессов современности является превращение науки середины XX в. в особую отрасль общественного производства. В связи с этим раскрываются три ее основные характеристики: закрепление за наукой функции непосредственной производительной силы, налаживание полноценных механизмов взаимодействия с основными отраслями общественного производства, существование науки как одной из социальных сфер, вовлеченной в активную взаимосвязь с другими сторонами жизни общества, в особенности образованием и повышением качества жизни человека.
Заключение. В соответствии с поставленной целью авторы статьи раскрыли современную структуру научных связей, определяющую в условиях роста информационных потоков развитие междисциплинарных и трансдисциплинарных взаимодействий. Эти взаимодействия отнесены, в частности, к процессам инновационного сближения общества, власти и предпринимательства, в которых ключевую роль играет опорный университет. В рамках науки как целостной социальной системы авторы определили три ее характеристики, которые играют важную роль в развитии социальных практик, направленных на совершенствование обучающих программ высшего образования и повышение качества жизни человека.

Ключевые слова: 

наука; образование; знание и информация; структура научных связей; социальные практики; система образования; инновационное развитие общества

Список литературы: 
  1. Колпаков В. А. Общество знания. Опыт философско-методологического анализа // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 26–38.
  2. Karpov A. O. The Problem of Separating the Notions of “Knowledge” and “Information” in the Knowledge Society and its Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 804–810. DOI: http://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.152
  3. Pattnayak J., Pattnaik S. Integration of Web Services with E-Learning for Knowledge Society // Procedia Computer Science. – 2016. – Vol. 92. – P. 155–160. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.07.340
  4. Kornienko A. University Education in the Development of Knowledge-based Society: Network Technologies of Scientific Research and Cyberscience as Factors of Education Professionalization // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 206. – P. 359–364. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.065
  5. Kornienko A. A. The Concept of Knowledge Society in the Ontology of Modern Society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – P. 378–386. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.540
  6. Nikitina Yu. Specificity of Social Systems Development Prognosis in Conditions of Transition to Knowledge Society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – P. 434–440. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.549
  7. Kornienko A. A., Kornienko A. V., Fofanov O. B., Chubik M. P. The Nature of Knowledge Power in Communicative Information Society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – P. 595–600. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.579
  8. Amador S. R., Pérez M. D., Huertas L., Pérez M. J., Peñas D. A. A case study of knowledge organization patterns within Curricular Information Systems // Investigación Bibliotecológica: Archivonomía, Bibliotecología e Información. – 2016. – Vol. 30, Issue 68. – P. 91–107. DOI: http://doi.org/10.1016/j.ibbai.2016.06.005
  9. Jin X., Zong Sh., Li Yo., Wu Sh., Yin W., Ge W. A Domain Knowledge Based Method on Active and Focused Information Service for Decision Support within Big Data Environment // Procedia Computer Science. – 2015. – Vol. 60. – P. 93–102. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.08.108
  10. Mourtzis D., Doukas M., Giannoulis C. An Inference-based Knowledge Reuse Framework for Historical Product and Production Information Retrieval // Procedia CIRP. – 2016. – Vol. 41. – P. 472–477. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procir.2015.12.026
  11. Pogukaeva N. Cognitive Management in the Information Society Context // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – P. 456–459. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.553
  12. Leenhardt P., Teneva L., Kininmonth S., Darling E., Cooley S., Claudet J. Challenges, insights and perspectives associated with using social-ecological science for marine conservation // Ocean & Coastal Management. – 2015. – Vol. 115. – P. 49–60. DOI: http://doi.org/10.1016/j.ocecoaman.2015.04.018
  13. Ballard H. L., Dixon C. G.H., Harris E. M. Youth-focused citizen science: Examining the role of environmental science learning and agency for conservation // Biological Conservation. – 2017. – Vol. 208. – P. 65–75. DOI: http://doi.org/10.1016/j.biocon.2016.05.024
  14. Jones A. S., Horsburgh J. S., Jackson-Smith D., Ramírez M., Flint C. G., Caraballo J. A web-based, interactive visualization tool for social environmental survey data // Environmental Modelling & Software. – 2016. – Vol. 84. – P. 412–426. DOI: http://doi.org/10.1016/j.envsoft.2016.07.013
  15. Barczyński B. J., Kalina R. M. Science of Martial Arts – Example of the Dilemma in Classifying New Interdisciplinary Sciences in the Global Systems of the Science Evaluation and the Social Consequences of Courageous Decisions // Procedia Manufacturing. – 2015. – Vol. 3. – P. 1203–1210. DOI: https://doi.org/10.1016/j.promfg.2015.07.199
  16. Yoshimura M. Importance of Soft Processing (Low-energy Production) of Advanced Materials for Sustainable Society // Procedia Engineering. – 2017. – Vol. 171. – P. 40–52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.proeng.2017.01.308
  17. Harder I., Walter C., Brinksmeier E. Engaging the Public in Engineering Science – Successful Measures for a Public Dialog // Procedia Manufacturing. – 2017. – Vol. 8. – P. 96–103. DOI: http://doi.org/10.1016/j.promfg.2017.02.012
  18. Mallaband B., Wood G., Buchanan K., Staddon S., Mogles N. M., Gabe-Thomas E. The reality of cross-disciplinary energy research in the United Kingdom: A social science perspective // Energy Research & Social Science. – 2017. – Vol. 25. – P. 9–18. DOI: http://doi.org/10.1016/j.erss.2016.11.001
  19. Пушкарёва Е.А., Латуха О.А. Интеграция науки и образования: проблемы реализации в образовательном учреждении: моногр. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 140 с.
  20. Князев Н. А., Корольчук О. И. Актуальные аспекты взаимодействия образования и науки как социальных целостностей // Философия образования. –  2009. – № 2. – С. 5–12.
  21. van der Hel S. New science for global sustainability? The institutionalisation of knowledge co-production in Future Earth // Environmental Science & Policy. – 2016. – Vol. 61. – P. 165–175. DOI: http://doi.org/10.1016/j.envsci.2016.03.012
  22. Chambers S. N., Baldwin R. F., Baldwin E. D., Bridges W. C., Fouch N. Social and spatial relationships driving landowner attitudes towards aquatic conservation in a Piedmont-Blue Ridge landscape // Heliyon. – 2017. – Vol. 3, Issue 4. DOI: http://doi.org/10.1016/j.heliyon.2017.e00288
  23. Ersay E. Investigating Pre-Service Early Childhood Teachers’ Views on Science Technology and Society Issues in Turkey // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 191. – P. 1397–1402. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.318
  24. Ballard H. L., Robinson L. D., Young A. N., Pauly G. B., Higgins L. M., Johnson R. F., Tweddle J. C. Contributions to conservation outcomes by natural history museum-led citizen science: Examining evidence and next steps // Biological Conservation. – 2017. – Vol. 208. – P. 87–97. DOI: http://doi.org/10.1016/j.biocon.2016.08.040
Дата публикации 30.06.2017