Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2012, No.5, С.105-114
УДК: 
УДК 811.111’374.8 + 391/395

Лингвокультурологический потенциал прозвищ различных мотивационных типов (на материале английского языка)

Цепкова А. В. 1 (Новосибирск, Россия)
1 ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет"
Аннотация: 

Мотивированность прозвищ рассматривается в статье как основание национально-культурной маркированности определенного разряда неофициальных антропонимов. Цель работы заключается в подробном анализе основных мотивационных моделей британских и американских прозвищ с точки зрения механизма, положенного в основу номинации, а также с точки зрения их лингвокультурологического потенциала. Выделяемые учеными-ономастами типы мотивации (внешняя, внутренняя) предполагают деление прозвищ на характеристические и нехарактеристические (отантропонимические) наименования, противопоставляемые по признаку «способность характеризовать объект номинации». Характеристический потенциал имени, понимаемый как способность отражать свойства номинанта, определяет лингвокультурологический потенциал имени, понимаемый как способность отражать объекты и явления культуры. В результате был сделан вывод о том, что отражение культурно-специфичных знаний свойственно характеристическим прозвищам, создаваемым на основе вторичной номинации (Ginger (Имбирь) < рыжие волосы). Такие прозвища отражают культуру непосредственно, подчеркивая общность свойств объектов. Нехарактеристические прозвища на уровне мотивации лишены лингвокультурологического потенциала, за исключением тех случаев, когда наименования создаются на основе истинной или ложной этимологизации собственного имени (Каспер < фамилия Ghost). Данные наименования отражают культуру опосредованно, основываясь на случайном фонетическом сходстве имени человека и названия объекта-реалии, при этом актуализации свойств самих объектов не происходит.

Ключевые слова: 

прозвище, антропоним, мотивация, номинация, лингвокультурологический потенциал, лингвокультура, этимологизация, характеризация.

Список литературы: 

1. Delahunty A. Oxford Dictionary of Nicknames. – Oxford: Oxford University Press, 2003. – 229 p.
2. Dunkling L. A. First Names First. – London: J.M. Dent & Sons Ltd, 1977. – 285 p.
3. Fox K. Watching the English. The Hidden Rules of English Behaviour. – London: Hodder & Stoughton, 2004. – 424 p.
4. Morgan J., O’Neill Ch., Harre R. Nicknames. Their Origins and Social Consequences. – London, Boston, and Henley: Routledge and Kegan Paul, 1979. – 153 p.
5. Rees N.A., Noble V. Who’s Who of Nicknames. – London: George Allen & Unwind, 1985. – 194 p.
6. Ермолович Д. И. Имена собственные: теория и практика межъязыковой передачи. – М.:
Р. Валент, 2005. – 416 с.
7. Леонович О. А. Краткий словарь английских прозвищ. – М.: Высшая школа, 2007. – 183 с.
8. Никулина З. П. Из наблюдений над группой прозвищ по внешнему признаку // Имя нарицательное и собственное: сборник научных трудов. – М., 1978. – С. 173–178.
9. Никулина З. П. К вопросу о классификации индивидуальных прозвищ // Вопросы лексики и грамматики русского языка: сборник статей. – Кемерово, 1974. – Вып. I. – С. 67–73.
10. Рыбакин А. И. Словарь английских фамилий. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 576 с.
11. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. – Волгоград: Перемена,
2004. – 340 с.
12. Толстой Н. И., Толстая С. М. Имя в контексте народной культуры // Язык о языке: сборник статей. – М., 2000. – С. 597–622.
13. Чернобров А. А. Лингвокультурология: основа интегрального гуманитарного знания (язык – философия – логика – психология – культура). – Новосибирск: Издательство «Свиньин и сыновья», 2006. – 332 с.

Дата публикации 30.10.2012