Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 3, С. 157–175
УДК: 
378.01

Динамика парадигм высшего образования России (конец XIX – начало XXI вв.)

Лисицкий Д. В. 1 (Новосибирск, Россия), Осипов А. Г. 1 (Новосибирск, Россия), Кичеев В. Г. 1 (Новосибирск, Россия), Савиных В. Н. 1 (Новосибирск, Россия), Макаренко Н. Н. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Сибирский государственный университет геосистем и технологий
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема адекватности парадигмальных изменений системы высшего образования этапам общественного развития в эпоху модерна и постмодерна. Цель статьи – исследовать противоречия процессов глобализации и локализации высшего образования.
Методология. Концепция смены научно-образовательных парадигм (Т. Кун) рядом современных исследователей трактуется как эволюционные перемены. В мире интенсивно меняется характер образовательных парадигм, находят применение новые принципы маркетинговой политики и рыночные механизмы, вводимые в странах, ранее характеризовавшихся высоким уровнем государственного контроля над сферой высшего образования. Отечественное высшее образование в 1980-е гг. осталось в индустриальной парадигме и не вписывалось в постиндустриальные реалии. В 1990-е гг. развернулся процесс форсированного перехода российской высшей школы к постиндустриальной научно-образовательной парадигме. Большинство исследователей трактует маркетизацию образовательного процесса как компромисс между государственным контролем, академической автономией и приватизацией.
Результаты. Определены проблемы и последствия глобального маркетинга и приватизации высшего образования: рост конкуренции; усиление протекционизма; сохранение национального научно-образовательного пространства. Предложены пути по выбору конкурентоспособного варианта развития высшей школы: расширение регионального сотрудничества; усиление исследовательских функций университетов; вхождение в процесс глобализации со своими концептами провайдерского образования.
Заключение. Обсуждается необходимость заново осмыслить роль и функцию российских вузов с учетом демографической ситуации. Авторами отмечается, что в стратегии высшего образования важно учитывать в полной мере ослабление роли высшей школы в экономике знаний и интенсификацию процесса утечки интеллектуальных кадров в региональном и глобальном измерении.

Ключевые слова: 

высшее образование; смена парадигмы; глобализация; приватизация; эволюционный процесс; локализация; интернационализация

 

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Dynamics of Higher Education Paradigms in Russia (from the end of the 19 century to the beginning of the 21st century)

Библиографическая ссылка:
Лисицкий Д. В., Осипов А. Г., Кичеев В. Г., Савиных В. Н., Макаренко Н. Н. Динамика парадигм высшего образования России (конец XIX – начало XXI вв.) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 3. – С. 157–175. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1703.10
Список литературы: 
  1. Mitchell D., Nielsen S. Internationalization and globalization in higher education // Globalization – Education and Management Agendas. – Rijeka: InTech, 2012. – P. 13–34. DOI: http://dx.doi.org/10.5772/48702 URL:
  2. Minina E. Why doesn’t the telephone ring? Reform of educational standards in Russia // InterDisciplines. Journal of History and Sociology. – 2014. – Vol. 5, № 2. – P. 1–44. DOI: http://dx.doi.org/10.4119/UNIBI/indi-v5-i2-124
  3. Андриенко Е. В. Интегративные тенденции в современном образовании как фактор его модернизации // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 1 (41). – C. 5–10.
  4. Князев Н. А. Социальные пределы инновационного развития в глобальном образовательном пространстве // Профессиональное образование в современном мире. – 2013. – № 4 (11). – С. 32–38.
  5. Лазарева М. А., Плотникова О. В. Исторический опыт формирования имиджа России // Сибирский международный. – 2014. – № 16. – С. 150–158.
  6. Ромм Т. А. Высшее образование в России в условиях трансформации // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 1 (41). – С. 11–17.
  7. Wendel P. J. Models and Paradigms in Kuhn and Halloun // Science & Education. – 2008. – Vol. 17, Issue 1. – P. 131–141. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11191-006-9047-5
  8. West D., Thompson S. Mobile knowledge: driving a paradigm shift // Journal of Applied Research in Higher Education. – 2015. – Vol. 7, Issue 1. – P. 43–54. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/JARHE-02-2014-0021
  9. Ahmed H. O. K. Flipped learning as a new educational paradigm: an analytical critical study // European Scientific Journal. – 2016. – Vol. 12, № 10. – P. 417–444. DOI:  http://dx.doi.org/10.19044/esj.2016.v12n10p417  
  10. Захаров И. В., Ляхович Е. С. Миссия университета в европейской культуре. – М.: Новое тысячелетие, 1994. – 239 c.
  11. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX – начале XX века. – М.: АН СССР, Ин-т истории СССР, 1991. – 392 c.
  12. Лапко А. Ф. Развитие высшего образования в СССР в период трех первых пятилеток. Успехи математических наук // Журнал математического института им. В. А. Стеклова АН СССР. – 1972. – Т. 27, Вып. 6 (168). – С. 5–23.
  13. Ханин Г. И. Высшее образование и российское общество // ЭКО. – 2008. – № 8. – С. 75–92.
  14. Мишед Л. Идея университета // Вестник высшей школы. – 1981. – № 9. – С. 85–90.
  15. Davidson C. N. Why higher education demands a paradigm shift // Public Culture. – 2014. – Vol. 26, № 1 72. – P. 3–11. DOI:  http://dx.doi.org/10.1215/08992363-2346313
  16. Louca S. MOOCs: A fad or a new paradigm shift in higher education? // Fourth 21st CAF Conference in Harvard, USA. – 2016. – Vol. 9, № 1. – P. 16–25.
  17. Gounko T., Smale W. Modernization of Russian higher education: Exploring paths of influence // Compare. – 2007. – Vol. 37, № 4. – P. 533–548. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/ 03057920701366358
  18. Майбуров И. А. Глобализация сферы высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 3. – С. 10–17.
  19. Орлова И. Б. Университетское сообщество о реформировании системы высшего образования // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – № 1. – С. 45–55. http://elibrary.ru/item.asp?id=25458444 
Дата публикации 30.06.2017