Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 3, С. 53–71
УДК: 
159.9+612.216.2

Разработка опросника самооценки профессионального «выгорания»

Мерзлякова Д. Р. 1 (Ижевск, Россия)
1 ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Проблема данной работы связана с большим количеством стресс-факторов, негативно влияющих на педагогов. Цель статьи – разработка и апробация опросника самооценки профессионального «выгорания».
Методология. Исследование проводилось с помощью психодиагностического комплекса, включающего следующие методики: методика MBI К. Маслач и С. Джексон, шкала субъективного благополучия и авторский опросник самооценки профессионального «выгорания». Было проведено тестирование 730 педагогов и воспитателей.
Результаты. Полученные данные позволили создать и апробировать опросник самооценки профессионального «выгорания», который включает интегральную шкалу, а также четыре коррелирующие между собой шкалы: негативного отношения к микросоциуму; негативного отношения к макросоциуму; негативного отношения к профессиональной роли; негативного оценивания временной перспективы. Рассматриваются особенности отношения педагогов к обучающимся и коллегам, к общественным институтам. Анализируется отношение педагогов к своей профессиональной роли и возникающие в результате этого конфликты. Изучается специфика временной перспективы у педагогов с высоким уровнем профессионального «выгорания».
Заключение. Сделаны выводы о том, что данный опросник может быть использован в практической деятельности психологов для профилактики и коррекции профессионального «выгорания».

Ключевые слова: 

синдром «выгорания»; субъективное благополучие; опросник К. Маслач; эмоциональное «выгорание»; школьные учителя; профессиональная деформация; факторы риска

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Creating a questionnaire to measure the degree of professional burnout

Библиографическая ссылка:
Мерзлякова Д. Р. Разработка опросника самооценки профессионального «выгорания» // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 3. – С. 53–71. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1703.04
Список литературы: 
  1. Бойко В. В. Энергия эмоций: моногр. – СПб.: Питер, 2004. – 474 с.
  2. Влах Н. И. Методы диагностики и коррекции субдепрессивных расстройств при эмоциональном «выгорании»: опыт организации и проведения исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2016. – Т. 9, № 2. – С. 39–44. DOI: https://doi.org/10.14529/psy160205  
  3. Влах Н. И. Модель психологической помощи представителям «помогающих» профессий при эмоциональном «выгорании» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2015. – Т. 8, № 4. – С. 24–30. DOI: https://doi.org/10.14529/psy150403
  4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: моногр. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
  5. Водопьянова Н. Е., Шестакова К. Н. Позитивный подход к противодействию профессиональному «выгоранию» // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2014. – № 3 (35). – С. 24. DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-3-24
  6. Мерзлякова Д. Р. Особенности эмоциональных симптомов профессионального «выгорания» и отношения к микросоциуму и макросоциуму у педагогов с разным уровнем данного психологического феномена // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. – 2012. – № 1. – С. 211–214.
  7. Шевченко А. А. Специфика смысложизненных ориентаций личности с психическим «выгоранием» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2016. – Т. 9, № 2. – С. 105–111. DOI: https://doi.org/10.14529/psy160212
  8. Шпет М. С. Факторы, влияющие на эмоциональное «выгорание» в контексте психологических и социально-психологических исследований // Научный альманах. – 2016. – № 2-4 (16). – С. 207–210. DOI: https://doi.org/10.17117/na.2016.02.04.207
  9. Bellingrath S., Weigl T., Kudielka B. M. Cortisol dysregulation in school teachers in relation to burnout, vital exhaustion, and effort–reward-imbalance // Biological Psychology. – 2008. – Vol. 78. – P. 104–113. DOI: https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2008.01.006
  10. Berghe L.V., Soenens B., Aelterman N., Cardon G., Tallir I. B., Haerens L. Within-person profiles of teachers' motivation to teach: Associations with need satisfaction at work, need-supportive teaching, and burnout // Psychology of Sport and Exercise. – 2014. – Vol. 15, Issue 4. – P. 407–417. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2014.04.001
  11. Boujut E., Popa-Roch M., Palomares E.-A., Dean A., Cappe E. Self-efficacy and burnout in teachers of students with autism spectrum disorder // Research in Autism Spectrum Disorders. – 2017. – Vol. 36. – P. 8–20. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.rasd.2017.01.002
  12. Cadime I., Pinto A. M., Lima S., Rego S., Pereira J., Ribeiro I. Well-being and academic achievement in secondary school pupils: The unique effects of burnout and engagement // Journal of Adolescence. – 2016. – Vol. 53. – P. 169–179. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.adolescence.2016.10.003
  13. Cooper A. N., Seibert G. S., May R. W., Fitzgerald M. C., Fincham F. D. School burnout and intimate partner violence: The role of self-control // Personality and Individual Differences. – 2017. – Vol. 112. – P. 18–25. DOI: http://doi.org/10.1016/j.paid.2017.02.047
  14. Fiorilli C., Gabola P., Pepe A., Meylan N., Curchod-Ruedi D., Albanese O., Doudin P.-A. The effect of teachers’ emotional intensity and social support on burnout syndrome. A comparison between Italy and Switzerland // Revue Européenne de Psychologie Appliquée/European Review of Applied Psychology. – 2015. – Vol. 65. – P. 275–283. DOI: https://doi.org/10.1016/j.erap.2015.10.003
  15. Hascher T., Hagenauer G. Openness to theory and its importance for pre-service teachers’ self-efficacy, emotions, and classroom behaviour in the teaching practicum // International Journal of Educational Research. – 2016. – Vol. 77. – P. 15–25. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2016.02.003
  16. Jeon L., Hu E., Buettner C. K. Child-care chaos and teachers' responsiveness: The indirect associations through teachers' emotion regulation and coping // Journal of School Psychology. – 2016. – Vol. 59. – P. 83–96. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2016.09.006
  17. Košir K., Tement S., Licardo M., Habe K. Two sides of the same coin? The role of rumination and reflection in elementary school teachers' classroom stress and burnout // Teaching and Teacher Education. – 2015. – Vol. 47. – P. 131–141. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2015.01.006
  18. Lauermann F., König J. Teachers’ professional competence and wellbeing: Understanding the links between general pedagogical knowledge, self-efficacy and burnout // Learning and Instruction. – 2016. – Vol. 45. – P. 9–19. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.learninstruc.2016.06.006
  19. Leiter M.P., Maslach C. Latent burnout profiles: A new approach to understanding the burnout experience // Burnout Research. – 2016. – Vol. 3. – P. 89–100. DOI: http://doi.org/10.1016/j.burn.2016.09.001
  20. Malinen O.-P., Savolainen H. The effect of perceived school climate and teacher efficacy in behavior management on job satisfaction and burnout: A longitudinal study // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 60. – P. 144–152. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.08.012
  21. Maslach C., Leiter M. P. It's time to take action on burnout // Burnout Research. – 2015. – Vol. 2, Issue 1. – P. 101–108. DOI: http://doi.org/10.1016/j.burn.2015.05.002
  22. Masmoudi R., Trigui D., Ellouze S., Sellami R., Baati I., Feki I., Masmoudi J. Burnout and associated factors among Tunisian teachers // European Psychiatry. – 2016. – Vol. 33. – P. 35–36. DOI: https://doi.org/10.1016/j.eurpsy.2016.01.2393
  23. Moradkhani S., Raygan A., Moein M. S. Iranian EFL teachers' reflective practices and self-efficacy: Exploring possible relationships // System. – 2017. – Vol. 65. – P. 1–14. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2016.12.011
  24. Oberle E., Schonert-Reichl K. A. Stress contagion in the classroom? The link between classroom teacher burnout and morning cortisol in elementary school students // Social Science & Medicine. – 2016. – Vol. 159. – P. 30–37. DOI: https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2016.04.031
  25. Schmidt J., Klusmann U., Lüdtke O., Möller J., Kunter M. What makes good and bad days for beginning teachers? A diary study on daily uplifts and hassles // Contemporary Educational Psychology. – 2017. – Vol. 48. – P. 85–97. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2016.09.004
  26. Seibert G. S., May R. W., Fitzgerald M. C., Fincham F. D. Understanding school burnout: Does self-control matter? // Learning and Individual Differences. – 2016. – Vol. 49. – P. 120–127. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.lindif.2016.05.024
  27. Upadyaya K., Vartiainen M., Salmela-Aro K. From job demands and resources to work engagement, burnout, life satisfaction, depressive symptoms, and occupational health // Burnout Research. – 2016. – Vol. 3. – P. 101–108. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.burn.2016.10.001
Дата публикации 30.06.2017