Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, No.1, С.7-20
УДК: 
376 +37.0

Инклюзивное образование как системная инновация

Ряписова А. Г. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье анализируются признаки системной инновации на примере введения инклюзивной практики в современных условиях модернизации российского образования. Цель статьи - на основе анализа и обобщения научно-теоретических источников, а также инновационной практики обосновать черты системной инновации в инклюзивном образовании.
Методологию исследования составляет анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере образования, справочных и учебных изданий, публицистических материалов, а также научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, авторитет и научная репутация которых признаны научным сообществом, а известность достигнута высоким уровнем исследований в области инклюзивного образования.
Результаты. На основе рассмотрения понятийного аппарата с позиций философии, экономики и педагогики определены сущностные и специфические особенности инноваций. Охарактеризованы признаки системной инновации. Изучение эволюции инноваций, а также разнообразие их видов и типов позволило представить классификацию системных инноваций по силе влияния и по масштабу воздействия на всю систему образования. По данному основанию выделены точечные (локальные), линейные (горизонтальные, плоскостные); структурные (сферические, пространственные, архитектурные); фундаментальные (базовые); кардинальные (собственно системные); многомерные (разносторонние, глобальные) и надсистемные инновации. Методом дедукции обоснован тезис о том, что введение инклюзивного образования в массовое образовательное пространство требует системного развития с учетом конкретных социально-культурных условий и образовательной политики. В тексте статьи отмечаются наиболее важные направления инновационной деятельности образовательных организаций: создание инклюзивной культуры, разработка инклюзивной политики и внедрение инклюзивной практики. В заключение подчеркивается, что решения задач в области инклюзии вносят существенные преобразования во все элементы системы образования и решительным образом оптимизируют, совершенствуют, активизируют образовательное пространство на региональном и отраслевом уровне, как и подобает подлинной системной инновации. Обоснован вывод о том, что введение инклюзивного образования в массовую образовательную практику в качестве фундаментальной, структурной, кардинальной, многомерной системной инновации обладает достаточными ресурсами, чтобы улучшить качество и повысить эффективность образования молодежи.

Ключевые слова: 

инновация, системная инновация, классификация инноваций, инклюзивное образование, система образования, системный подход, Концепции развития инклюзивного образования, качество образования.

Библиографическая ссылка:
Ряписова А. Г. Инклюзивное образование как системная инновация // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 1. – С. 7–20. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1701.01

Список литературы: 

1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 5–16.

2. Богданова Е. В. Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры // Вестник Костромского государственного университета им.  Н.  А.  Некрасова. – 2015. – № 3, Т. 21.  – С. 158–160

3. Гладкая В. В. Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития в учреждении общего среднего образования // Образование и воспитание. – 2016. – № 10. – С. 71–78.

4. Калинина А. А. Проблема формирования готовности студентов к инклюзивному образованию в школе // Образование и общество. – 2016. – № 3. – С. 57–59.

5. Козырева О. А. Теоретико-методологические подходы к разработке концепции инклюзивного образования // Alma mater. – 2015. – № 8. – С. 2–15.

6. Лапин Н. И. Теория и практика инноватики. – М.: Университетская книга; Логос, 2012. – 328 с.

7. Принципы инклюзивной культуры в работе с молодежью: сравнительный анализ молодежной политики Российской Федерации и Республики Беларусь: коллективная монография / научн. ред. В. Н. Ярская, ред. А. В. Ручин. – Саратов: Изд. СГТУ, 2016. – 132 с.

8. Рябова Н. В., Карпунина О. И. Подготовка педагогов для инклюзивного образования // Высшее образование в России. – 2016. – № 10. – С. 119–123.

9. Ряписов Н. А., Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Здоровье разное, права – равные: развитие системы инклюзивного образования на региональном уровне // Аккредитация в образовании. –  2012. – № 55. – С. 28–30

10. Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Исследование эффективности образовательного процесса в условиях инклюзивной практики // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 226–232.

11. Ряписова А. Г. Научная школа как эффективная форма подготовки кадров в сфере инклюзивного образования // Вестник педагогических инноваций. – 2013. – № 1 (31). – С. 47–57.

12. Ряписова А. Г., Самсонова Е., Яковлева Г. Подготовка кадров для инклюзивного образования: опыт г. Москвы, Новосибирской и Челябинской областей // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2013. – № 10. – С. 42–48.

13. Самарцева Е. Г. Проблема профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей // Образование и общество.  – 2016.  – № 2. – С. 57–59.

14. Семина Л. А. Концептуальные подходы к трактовке категории «Инновация» // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2012. –  № 2 (88). – С. 131–133

15. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Концепт. – 2016. – Т. 8. – С. 31–35.

16. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М.: УНЦ ДО, 2005. – 222 c.

17. Чепель Т. Л., Абакирова Т. П., Самуйленко С. В. Эффективность образовательного процесса в условиях инклюзивной практики: итоги мониторинговых исследований // Психологическая наука и образование.  – 2014.  – Т. 19, № 1. – С. 33–41.

18. Aubakirova S., Chepel T., Kulevtsova T. The Study of Teachers’ Attitudes towards Inclusive Education Practice : The Case of Russia // The New Educational Review – 2016. – Vol. 45, № 3. – P. 235–249. DOI: http://dx.doi.org/10.15804/tner.2016.45.3.19.

19. Barres D. G., Carrión Z. C., Delgado R. L.-C. Technologies for Inclusive Education: Beyond Traditional Integration Approaches. – USA: Information Sciences Reference, 2012. – P. 393. DOI: http://dx.doi.org/10.4018/978-1-4666-2530-3

20. Bunch G. Emerging research: students with disabilities, families, teachers. Includes bibliographical references. – Toronto, Couto Printing & Publishing, Inclusion Press, 2015.

21. Escobedo P., Sales M., Traver J. From Traditional Practices to Inclusive Teaching Practices // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 3327–3331. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.757.

22. Herrera M. E. Social innovation for bridging societal divides: Process or leader? A qualitative comparative analysis // Journal of Business Research. – 2016. – Vol 69, Issue 11. – P. 5241–5247 DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jbusres.2016.04.119

23. Marimuthu S., Cheong L. S. Inclusive Education for Social Transformation // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 172. – P. 317–322. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/ j.sbspro.2015.01.370

24. Poon-McBrayera K. F., Wong P. Inclusive education services for children and youth with disabilities: Values, roles and challenges of school leaders // Children and Youth Services Review. – 2013. – Vol. 35, Issue 9. – P. 1520–1525. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.childyouth.2013.06.009

25. Spratt J., Florian L. Inclusive pedagogy: From learning to action. Supporting each individual in the context of ‘everybody’ // Teaching and Teacher Education. – 2015. – Vol. 49. – P. 89–96. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2015.03.006

26. Tiwari A., Das A., Sharma M. Inclusive education a «rhetoric» or «reality»? Teachers' perspectives and beliefs // Teaching and Teacher Education. – 2015. – Vol. 52. – P. 128–136. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2015.09.002

Дата публикации 25.02.2017