Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, No.4, С.171-184
УДК: 
316.7 + 378.147

Развитие менеджмента образования в Республике Казахстан на современном этапе [In English]

Шкутина Л. А. 1 (Караганда, Казахстан), Карстина С. Г. 1 (Караганда, Казахстан), Кубеев Е. К. 1 (Караганда, Казахстан)
1 Карагандинский государственный университет им Е.А. Букетова
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье приводятся результаты исследований, проведенных в рамках реализации международного проекта TEMPUS IV «Модернизация и развитие учебных программ по педагогике и управлению образованием в странах Центральной Азии (EDUCA)». В статье анализируется современное состояние менеджмента образования в Казахстане, дана характеристика достижений и проблем в этой области. Целью статьи является определение и решение проблемы развития менеджмента образования в Казахстане.
Методология: анализ научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, интервьюирование, методы математической статистики.
Результаты. В рамках проведенного исследования установлено, что в настоящее время в Казахстане отсутствует единая методологическая платформа подготовки менеджеров образования, несмотря на то, что существует большая потребность в специалистах такого уровня. Представлены предложения по совершенствованию образовательных программ за счет учебных модулей, позволяющих формировать профессиональные компетенции, которые также были определены на основе анкетирования руководителей разных уровней. Дана характеристика модульной образовательной программы подготовки магистрантов по специальности 6М010300 – Педагогика и психология со специализацией «Менеджмент в образовании», которая разработана совместно с зарубежными специалистами. Подчеркивается, что разрабатываемые на основе международного опыта образовательные программы, ориентированные на реальные региональные потребности, обеспечат их устойчивость и востребованность у абитуриентов, и как следствие – обеспечение системы образования квалифицированными управленческими кадрами.
Заключение. Делаются выводы о том, что результаты проведенных исследований позволили внести изменения в структуру подготовки менеджеров для системы образования, сформировать новый подход к подготовке педагогических кадров на основе многоуровневой системы с различными возможностями построения траектории развития карьеры в системе образования.

Ключевые слова: 

менеджмент образования; модульная образовательная программа; модернизация учебных программ; профессиональные компетенции; управленческие кадры; педагогические кадры; подготовка магистрантов

Список литературы: 
  1. Libby V. Morris Leadership and the Future of Higher Education // Innovative Higher Education. – 2010. – Vol. 35, Issue 1. – P. 1–2. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10755-009-9129-9
  2. Egginton B. E., Bill E. Introduction of Formal Performance Appraisal of Academic Staff The Management Challenges Associated with Effective Implementation // Educational Management Administration & Leadership. – 2010. – Vol. 38, Issue 1. – P. 119-133. DOI: https://doi.org/10.1177/1741143209351660
  3. Tolofari S. New Public Management and Education // Policy Futures in Education. – 2005. – Vol. 3. – P. 75–89. DOI: https://doi.org/10.2304/pfie.2005.3.1.11
  4. Türk K. Performance Management of academic staff and its effectiveness to teaching and research – based on the example of Estonian Universities // TRAMES. – 2016. – Vol. 20, № 1. – P. 17–36. DOI: http://doi.org/10.3176/tr.2016.1.02
  5. Callagher L., Horst M.,  Husted K. Exploring societal responses towards managerial prerogative in entrepreneurial universities // International Journal of Learning and Change. – 2015. – Vol. 8, Issue 1. – P. 64–82. DOI: http://dx.doi.org/10.1504/IJLC.2015.069074
  6. Bush T. Preparing new principals: Professional and organizational Socialization // Educational Management Administration & Leadership. – 2016. – Vol. 44, Issue 1. – P. 3–5. DOI: http://doi.org/10.1177/1741143215620317 
  7. Bush T. School-based research: Extending evidence-informed practice to the institutional level // Educational Management  Administration & Leadership. – 2017. – Vol. 45, Issue 3. – P. 379–381. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1741143217692733 
  8. Cerbin W., Kopp B. Lesson Study as a Model for Building Pedagogical Knowledge and Improving Teaching // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. – 2006. – Vol. 18, № 3. – P. 250–257. http://www.isetl.org/ijtlhe/pdf/ijtlhe110.pdf
  9. Rahman Malik M. A., Butt A. N., Choi J. N. Rewards and employee creative performance: Moderating effects of creative self-efficacy, reward importance, and locus of control // Journal of Organizational Behavior. – 2015. – Vol. 36, Issue 1. – P. 59–74. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/job.1943
  10. Beck S., Frederiksen L. F. Teaching, leadership and school culture from loose to tight couplings // International Journal of Management in Education. – 2008. – Vol. 2, № 1. – P. 1–13. DOI: http://doi.org/10.1504/IJMIE.2008.016227
  11. Frederiksen L. F., Hemlin S., Husted K. The role of knowledge management in R&D: a survey of Danish R&D leaders' perceptions and beliefs // International Journal of Technology Management. – 2004. – Vol. 28, Issue 7-8. – P. 820–839. DOI: http://dx.doi.org/10.1504/IJTM.2004.005785
  12. Sarsekeyeva Zh. Ye., Karmanova J. A., Mazhenova R. B., Sharzadin A. M. Modern Aspects of Teacher Training in Higher Education of the Republic of Kazakhstan // European Researcher. Series A.  – 2013. – Vol. 52, № 6-1. – P. 1669–1672.
  13. Mirza N., Mazhenova R., Tleuzhanova G., Ramashov N., Akbayeva G. Implementation of the competence-based approach into the system of training future teachers in higher educational institutions of Kazakhstan // Life Science Journal. – 2014. – Vol. 11, № 9. – P. 599–605. 
  14. Пак Ю. Н., Иманов М. О., Пак Д. Ю. Векторы модернизации высшей технической школы Казахстана в контексте Болонского процесса // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10. – С. 36–41.
  15. Ishanov P., Khairova G., Rustemova Zh., Zhunusova N. Features of Pedagogical Management in the Professional Activity of the Future Teachers // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – Vol. 6, № 4. – P. 57–61. DOI: http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n4s1p57
  16. Peleg S. Educational leadership approaches and trends // Education Journal. – 2012. – Vol. 1, № 1. – P. 9–14. DOI: https://doi.org/10.11648/j.edu.20120101.13
  17. Hallinger P., Chen Ju. Review of research on educational leadership and management in Asia: A comparative analysis of research topics and methods, 1995–2012 // Educational Management Administration & Leadership. – 2015. – Vol. 43, Issue 1. – P. 5–27. DOI: https://doi.org/10.1177/1741143214535744
  18. Kazimova D. A., Shraimanova G. S., Abdulmanova D. I., Esmagambetova D. B.Comprehensive Aspects in Management Competence of Father Pedagogues in Vocational Education System // European Researcher. – 2014. – Vol. 78, № 7–1. – P. 1278–1285.  DOI: http://dx.doi.org/10.13187/issn.2219-8229
  19. Shattock M. Strategic management in European universities in an age of increasing institutional self reliance // Tertiary Education and Management. – 2000. – Vol. 6, Issue 2. – P. 93–104. DOI: http://doi.org/10.1080/13583883.2000.9967015
  20. Жельвис Р., Аганина К., Жунусбекова А. Развитие менеджмента в системе образования в республике Казахстан // Pedagogika. – 2014. – Vol. 115, № 3. – С. 25–38. DOI: http://dx.doi.org/10.15823/p.2014.025
  21. Ишанов П. З., Минжанов Н. А., Аданов К. Б. Личность как субъект управленческого аспекта педагогической деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4–2. – С. 308–310.
  22. Королев Е. В. Экономика образовательного процесса: основные параметры и результаты моделирования // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19. № 3 (80). – С. 59–69. DOI: https://doi.org/10.15507/Inted.080.019.201503.059
  23. Кохан Н. В., Самбур О. С. Социальный маркетинг в образовании // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 1. – С. 35–44.
  24. Михалькова О. А., Марченко К. С. Формирование умений и навыков управленческой деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5. – С. 70–74.
  25. Чемоданова Г. И. Подготовка резерва руководящих кадров для общеобразовательных школ // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2012. – № 3. – С. 54–58.
Дата публикации 31.08.2017