Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 2, С. 20–33
УДК: 
378+378.14.015.62

Игровые методы в профессиональной подготовке лингвистов в условиях вуза КНР

Ишутина И. А. 1 (Шаосин, Китай), Салосина И. В. 2 (Томск, Россия)
1 Чжэцзянский институт иностранных языков, КНР
2 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена решению проблемы методологического обоснования использования системы игровых методов в профессиональной подготовке будущих лингвистов в условиях вуза КНР. Данная область не изучена педагогической наукой, поскольку связана с современными процессами модернизации системы высшего образования Китая, а также расширением сфер взаимодействия и сотрудничества, в том числе и в образовательной сфере, между КНР и Россией, произошедшим в последние годы. В статье представлен обзор современных исследований в области применения игровых технологий в высшей школе. Цель статьи – теоретически обосновать, разработать и реализовать систему игровых методов для повышения эффективности профессиональной подготовки лингвистов в вузах КНР.
Методология. Исследование основано на современных идеях активизации обучения в высшей школе, представленных в трудах E. A. Allen, А. А. Вербицкого, в рамках концепции игрового моделирования в вузе A. Fejes, K. Johansson, А. П. Панфиловой. Работа связана с пониманием интерактивного подхода к обучению (B. J. B. Ormel, N. N. Pareja Roblin, S. E. McKenney, П. И. Пидкасистый), а также базируется на положениях теории и методики преподавания русского языка как иностранного М. Н. Вятютнева, Т. В. Васильевой, Г. М. Лёвиной и др.
Методы исследования включают анкетирование преподавателей и студентов, анализ научной литературы, анализ результатов обучения.
Результаты. Во-первых, в статье исследуются особенности и выявляется содержание и структура ролевых и деловых игр применительно к практике лингвистического образования в китайском университете. Во-вторых, приводится анализ опытно-экспериментальной работы по внедрению системы игровых методов в Чжэцзянском институте иностранных языков. В-третьих, формируются рекомендации для преподавателей русского языка как иностранного, работающих в условиях отсутствия аутентичной языковой среды, в вузах КНР. Подчеркивается необходимость учета особенностей педагогической системы, в контексте которой осуществляется реализация предложенных методов.
Заключение. Авторами обосновывается эффективность использования ролевых и деловых игр в профессиональной подготовке лингвистов, несмотря на то, что в лингвистических китайских университетах, как правило, доминируют традиционные методы обучения: упражнения и лекции. Авторами отмечается, что при этом необходимо учитывать следующие факторы: особенности педагогической системы КНР, степень мотивации и готовности педагогического коллектива университета и студентов к использованию новых методов обучения.

Ключевые слова: 

игровое моделирование; активно-игровое обучение; ролевая игра; деловая игра; иноязычная коммуникативная компетенция; интерактивные методы; китайские студенты

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Methodology of simulation and gaming in professional training of linguists at a Chinese university

Библиографическая ссылка:
Ишутина И. А., Салосина И. В. Игровые методы в профессиональной подготовке лингвистов в условиях вуза КНР // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2. – С. 20–33. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1702.02
Список литературы: 
  1. Васильева Т. В., Левина Г. М., Ускова О. А. Ещё раз о коммуникативной компетенции: возвращение к истокам // Русский язык за рубежом. – 2012. – № 4. – С. 17–23.
  2. Kosheleva E. Yu, Pak I. Ya, Chernobylsky E. Learning in culture and culture of learning: Socio-psychology of Chinese students’ learning behaviours // The Online Journal of New Horizons in Education. – 2013. – Vol. 4. – P. 68–71.
  3. Гулакова М. В., Харченко Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Концепт. – 2013. – № 11. – С. 31–35.
  4. Бимурзина И. В. Инновационные технологии: развитие коммуникативной компетенции иностранных студентов в преподавании русского языка как иностранного // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 13 (141). – С. 39–42.
  5. Пидкасистый П. И. Дидактическая игра как средство организации проблемного обучения в вузе // Современная высшая школа. – 1982. – № 1. – С. 38.
  6. Пидкасистый П. И., Ахметов Н. К., Хайдаров Ж. С.Игра как средство активизации учебного процесса // Советская педагогика. – 1985. – № 3. – С. 22.
  7. Селевко Г. К. Классификация образовательных технологий // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 4. – С. 87–92.
  8. Lehtomäki E., Moate J., Posti-Ahokas H. Global connectedness in higher education: student voices on the value of cross-cultural learning dialogue // Studies In Higher Education. – 2016. – Vol. 41, Issue 11. – P. 2011–2027. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2015.1007943.
  9. Skyrme G., McGee A. Pulled in many directions: tensions and complexity for academic staff responding to international students // Teaching In Higher Education. – 2016. – Vol. 21, Issue 7. – P. 759–772. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13562517.2016.1183614.
  10. Cheng M., Adeban Adekola O., Shah M., Valyrakis M. Exploring Chinese students’ experience of curriculum internationalisation: a comparative study of Scotland and Australia // Studies in Higher Education. – 2016. – Published online. – P. 1–12. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2016.1198894.
  11. Gram M., Jæger K., Liu J., Qing L., Wu X. Chinese students making sense of problem-based learning and Western teaching – pitfalls and coping strategies // Teaching In Higher Education. – 2013. – Vol. 18, Issue 7. – P. 761–772. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13562517.2013.836096.
  12. Simpson C. Language, relationships and skills in mixed-nationality Active Learning classrooms // Studies in Higher Education. – 2015. – Issue 4. – P. 1–15. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2015.1049141.
  13. Blatner A. Enacting the new academy: Sociodrama as a powerful tool in higher education // RE:view: Rehabilitation Education for Blindness and Visual Impairment. – 2006. – Vol. 28 (3). – P. 30–35.
  14. Rao D., Stupans I. Exploring the potential of role play in higher education: development of a typology and teacher guidelines // Innovations In Education And Teaching International. – 2012. – Vol. 49, Issue 4. – P. 427–436. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/14703297.2012.728879.
  15. Lundy J. Cognitive learning from games: Student approaches to business games // Studies In Higher Education. – 1991. – Vol. 16, Issue 2. – P. 179–188. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079112331382964.
  16. Wouters P., van der Spek E. D., van Oostendorp H. Measuring learning in serious games: a case study with structural assessment // Education Tech Research Dev. – 2011. – Vol. 59, Issue 6. – P. 741–763. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11423-010-9183-0.
  17. AylingP. Learning through Playing in Higher Education: Promoting Play as a Skill for Social Work Students // Social Work Education. – 2012. – Vol. 31, Issue 6. – P. 764–777. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02615479.2012.695185.
  18. Osborn D., Costas L. Role-Playing in Counselor Student Development // Journal Of Creativity In Mental Health. – 2013. – Vol. 8, Issue 1. – P. 92–103. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15401383.2013.763689.
  19. Stevens R. Role-play and student engagement: reflections from the classroom // Teaching In Higher Education. – 2015. – Vol. 20, Issue 5. – P. 481–492. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13562517.2015.1020778.
  20. Fejes A., Johansson K., Dahlgren M. Learning to play the seminar game: students’ initial encounters with a basic working form in higher education // Teaching In Higher Education. – 2005. – Vol. 10, Issue 1. – P. 29–41. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1356251052000305516.
  21. Князев А. М., Одинцова И. В. Системные игры в воспроизводстве образовательных структур и отношений субъекта профессиональной деятельности // Мир психологии. – 2007. – № 3. – С. 197–207.
  22. Князев А. М. Основы активно-игрового обучения. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 164 с.
Дата публикации 30.04.2017