Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 1, С. 81–94
УДК: 
159.937.24

Особенности социальной перцепции в подростковом возрасте

Ростовцева М. В. 1 (Красноярск, Россия), Шайдурова О. В. 1 (Красноярск, Россия), Гончаревич Н. А. 1 (Красноярск, Россия), Ковалевич И. А. 1 (Красноярск, Россия)
1 Сибирский федеральный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Актуальность исследования обусловлена важностью понимания специфики перцептивных процессов в подростковом возрасте, которые в значительной степени определяют восприятие и понимание других людей, определяют эффективность процесса коммуникации, взаимоотношений и способов осуществления совместной деятельности. Цель статьи – изучить особенности социальной перцепции подростков через исследование ее основных компонентов: эмпатии, социальной рефлексии и каузальной атрибуции. Материалы и методы: исследование проводилось с помощью психодиагностического комплекса, включающего в себя следующие методики: тест «Эмпатические способности» В. В. Бойко, «Методика диагностики уровня развития рефлексивности», опросник А. В. Карпова, «Методика изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвейга, методика А. А. Бодалева. Основные результаты заключаются в выявлении особенностей социальной перцепции школьников девятых классов города Красноярска. Выборку исследования составили 133 школьника 15–16 лет. Были выделены три собирательных образа подростков, исходя из особенностей их социальной перцепции. Для самой многочисленной группы характерны средний уровень эмпатийности, средний уровень рефлексивности и тип каузальной атрибуции «с фиксацией на самозащите». У меньшей по численности группы подростков диагностированы заниженный уровень эмпатии, низкий уровень рефлексивности и тип каузальной атрибуции «с фиксацией на удовлетворении потребностей». Для самой малочисленной группы подростков характерными являются очень высокий уровень эмпатии, высокий уровень рефлексивности и тип каузальной атрибуции «с фиксацией на препятствии». Результаты исследования показали, что цвет волос, глаз, телосложение являются в глазах большинства подростков наиболее значимыми отличительными элементами облика человека.
В заключение делается вывод о том, что существуют проблемы формирования у школьников эмпатийности и рефлексивности как важнейших компонентов, обеспечивающих эффективность межличностных коммуникаций в процессе социализации и развития личности, что требует разработки средств, техник, технологий и методов, способствующих развитию социальной перцепции.

Ключевые слова: 

социальная перцепция, социальное взаимодействие, рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуция, подростки, общение

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Features of social perception in adolescence

Библиографическая ссылка:
Ростовцева М. В., Шайдурова О. В., Гончаревич Н. А., Ковалевич И. А. Особенности социальной перцепции в подростковом возрасте // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 1. – С. 81–94. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1701.06
Список литературы: 

1. Smortchkova J. Encapsulated social perception of emotional expressions // Original Research Article Consciousness and Cognition. – 2017. – Vol. 47. – P. 38–47. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1016/j.concog.2016.09.006.

2. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.: Прогресс, 1977. – С. 12–63.

3. Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания. – М.: Изд-во Московского университета, 1981. – 205 с.

4. Jacobs Ja. E., Vernon M. K., Eccles Ja. S. Relations between social self-perctptions, time use, and prosocial or problem behaviors during adolescence // Journal of Adolescent Research. – 2004. – Vol. 19, № 1. – P. 45–62. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0743558403258225.

5. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. – 1981. – № 3. – С. 32–38.

6. Monto M., Zgourides G., Harris R. Empathy, self-esteem, end the adolescent sexual offender // Sexual Abuse: A Journal of Research and Treatment. – 1998. – Vol. 10, № 2. – P. 127–140.

7. Чучина Н. Н. Социализация подростков // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. – 2016. – Ч. 1. – С. 205–210.

8. Bassett R., Beagan B. L., Ristovski-Slijepcevic S., Chapman G. E. Tough teens. The methodological challenges of interviewing teenagers as research participants tough // Journal of Adolescent Research. – 2008. – Vol. 23, № 2. – P. 119–131. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0743558407310733

9. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком: монография. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.

10. Панова Н. В. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков // Интеграция образования. – 2011. – № 2. – С. 88–92.

11. Kramer L. R. The social construction of ability perceptions. An ethnographic study of gifted adolescent girls // Journal of Early Adolescence. – 1991. – Vol. 11, № 3. – P. 340–362. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0272431691113003

12. Kiverstein J. Empathy and the responsiveness to social affordances // Original Research Article Consciousness and Cognition. – 2015. – Vol. 36. – P. 532–542. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1016/j.concog.2015.05.002.

13. Font X., Garay L., Jones S. A Social Cognitive Theory of sustainability empathy // Original Research Article Annals of Tourism Research. – 2016. – Vol. 58. – P. 65–80. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.annals.2016.02.004.

14. Sutherland C. A. M., Oldmeadow J. A., Young A. W. Integrating social and facial models of person perception: Converging and diverging dimensions // Original Research Article Cognition. – 2016. – Vol. 157. – P. 257–267. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.cognition.2016.09.006.

15.  Morrison A. S., Mateen M. A., Brozovich F. A., Zaki J., Goldin P. R., Heimberg R. G., Gross J. J. Empathy  for positive and negative emotions in social anxiety disorder // Original Research Article Behaviour Research and Therapy. – 2016. – Vol. 87. – P. 232–242. DOI:   http://dx.doi.org/10.1016/j.brat.2016.10.005

 

Дата публикации 25.02.2017